Методические рекомендации по разделу практической работы «Разработка текста публичного выступления»

Студентам прежде всего необходимо осуществить выбор вида деловой речи. Деловая речь может быть в следующих вариантах:

речь на презентации фирмы, организации, учреждения, товара, услуги;

речь на совещании;

речь на собрании потенциальных спонсоров;

вступительная речь на переговорах;

приветственное сообщение;

рекламно-информационное обращение.

Прежде чем приступить к составлению плана деловой речи, студент должен определить специфические особенности составления речи, связанные с речевой ситуацией. Т. е. найти конкретный повод произнесения речи. Данный этап называется предкоммуникативный. Он также включает в себя определение конкретного предмета речи. Студенту необходимо придумать себе социальную роль, от имени которой он будет произносить деловую речь перед потенциальной аудиторией.

Докоммуникативный этап связан с тем, что студент должен сформулировать целевую коммуникативную установку речи. Четкость формулировки цели речи должна опираться на социально-демографические, социально-психологические особенности восприятия определенной потенциальной целевой аудитории. Цель деловой речи может быть следующей: дать необходимую информацию; убедить в правильности принимаемого решения; призвать к сотрудничеству, партнерству; усвоить полученную информацию; продемонстрировать выгоды и блага от сотрудничества; указать на пути решения, возникшей проблемы; заинтересовать, пробудить интерес и т. д. Правильность формулировки целевой установки можно проверить, поставив перед собой следующие вопросы: во имя чего и для чего я произношу свою речь? Какой реакции я хочу добиться от аудитории? Ответы на эти вопросы помогут правильно и конкретно сформулировать или скорректировать цель выступления.

Целевая установка взаимосвязана с выбором вида речи и ее темой. При этом необходимо учитывать, что тема должна быть актуальной, соответствовать интересам аудитории, отражать ее социально-психологические особенности и ожидания. Выбранная тема обязана быть проблемной и вызывать желание говорить, а аудиторию слушать.

После определения предмета речи, темы и цели необходимо собрать письменный материал, содержащий цифры, статистические данные, описание учреждения или организации, цитаты, иллюстрации, примеры, информацию и т.д. Здесь необходимо отказаться от механического переписывания цитат из книг, соответствующих теме выступления, а идти путем анализа и осмысления собранного материала. Следует особо обратить внимание на сбор необходимых фактов, которые должны быть достоверные, неоднократно проверенные в авторитетных источниках. Фактов должно быть много. Все они собираются, классифицируются, анализируются, обобщаются, сопоставляются. В работе с фактами выделяется в них общее и частное, т. е. все, что может служить доказательством или опровержением тех или иных положений, выдвигаемых в деловой речи.

В ходе работы над сбором необходимого материала должна возникнуть связь отдельных частей темы. Это является основой для составления плана публичного выступления. Определенным ориентиром при этом служит метод логического изложения материала, который помогает выстроить отдельные части в последовательности и развитии. План должен отражать структуру публичного выступления в композиционно-логической связи. Модель публичного выступления возникает только при логическом изложении материала и, в конечном итоге, план будет соответствовать структуре деловой речи. Традиционная модель состоит из компонентов: вступление, основная часть, заключение. Можно использовать модели публичных речей, предлагаемых Д. Карнеги. Или придумать креативный вариант публичной деловой речи. Важно одно, деловая речь должна быть интересной, глубокой по содержанию, проблемной, целенаправленной, яркой и запоминающейся.

Текст написания деловой речи должен учитывать роль, которую студент выбрал для ее произнесения. Стиль изложения должен соответствовать именно разговорному стилю, что подразумевает активное включение аудитории в речевое действие. Необходимо применять фигуры речи для выстраивания общения между собой и аудиторией в процессе всей речи. Все содержание речи должно быть пронизано личностным отношением к теме. Важна собственная позиция, свой взгляд на избранную проблему.

Условиями разработки деловой речи и ее критериями являются: композиционная четкость построения каждого компонента. Краткость изложения материала, который не должен превышать 2 минут непосредственного произнесения речи. Необходимо обратить внимание на ясность в изложении вопроса и логику изложения материала. Аргументация позиции должна быть подкреплена цифрами, фактами, статистическими данными и иными убедительными доводами. Постановка проблем, заявленная в речи, должна быть соединена с готовностью предложить пути их разрешения. Конструктивность является одним из требований к составлению деловых речей.

Необходимо проявить умения сосредоточить внимание потенциальной аудитории на ключевых звеньях проблемы. Убрать из текса выступления то, что не несет в себе рационального содержания. Изобразительные средства языка использовать избирательно, стараться сохранять деловой стиль как основной.

В процессе написания речи необходимо помнить, что в деловой речи важно соотношение эмоционального и рационального в пользу последнего.

Структура деловой речи должна содержать:

Вступление, которое включает в себя пролог, экспозицию и может состоять из обращения, цитаты, интригующего факта, ссылки на авторитетный источник. Вступление также выполняет методическую основу речи – это введение в тему выступления. Далее следует завязка основного конфликта мнений, оценок, суждений. Цель вступления – установление эмоционально-психологического контакта с аудиторией.

Основное содержание речи должно быть насыщено ссылками на авторитетные источники, примерами, фактами, описаниями, иллюстрациями, датами как способами доказательства позиции. Цель основного содержания речи – установка и развитие рабочего контакта. Кульминацией речи является обращение к аудитории с целью не только ее активизировать, но и привлечь внимание к проблеме, заострить конфликт. Риторический вопрос, эмоциональное восклицание или вопросно-ответный прием способствует кульминационному подъему оратора.

Заключение содержит развязку речи и ее финал, который может состоять из образной, глубокой, содержательной цитаты известного аудитории человека или произведения, фразеологических единиц (пословицы, поговорки), прямого обращения к аудитории. Цель заключения речи – проверка эффективности выступления. В финале надо помнить «закон края», сущность которого заключается в том, что аудитория запоминает то, что сказано последним. Поэтому, красивая цитата – залог успеха речи.

 

4. Краткое эссе с ответами на два вопроса по теоретическим основам коммуникативной культуры.

Выбор вопросов осуществляется студентом самостоятельно из представленного списка тем:

На основе самостоятельного изучения рекомендованной литературы, а также практического опыта студент должен, самостоятельно проанализировав источники, раскрыть тему, показать свое видение тех или иных рассматриваемых в литературе проблем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: