В Законе Российской Федерации «О предприятиях и предпринимательской деятельности» сказано, что предпринимательство (предпринимательская деятельность) — это инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность, направленная на получение прибыли.
Предприниматель может заниматься любыми видами деятельности, если они не запрещены законом.
Субъектами предпринимательства могут быть:
· граждане Российской Федерации и других государств, не ограниченные в установленном законом порядке в своей деятельности;
· граждане иностранных государств и лица без гражданства в пределах полномочий, установленных законом;
· объединения граждан (партнеры).
Статус предпринимателя как юридического лица приобретается только посредством государственной регистрации предприятия. В тех случаях, когда предпринимательская деятельность ведется без применения наемного труда, она регистрируется как индивидуальная трудовая деятельность, а с привлечением наемного труда — как предприятие.
В зависимости от содержания деятельности различают следующие виды предпринимательства:
§ производственное;
§ коммерческое;
§ финансовое;
§ страховое;
§ посредническое.
К производственному предпринимательству относится деятельность, направленная на производство продукции, проведение работ по оказание услуг, сбор, обработку и представление информации, создание духовных ценностей и т.п., подлежащих последующей реализации потребителям. Функция производства в этом виде предпринимательства является основной.
Производственное предпринимательство считается сам трудным, хотя и наиболее важным видом предпринимательства. Производственная деятельность обеспечивает, как правило, 10-12% рентабельности предприятия.
Суть коммерческого предпринимательства составляют товарно-денежные отношения, торгово-обменные операции, т.е. перепродажа товаров и услуг. В отличие от производственно-предпринимательской деятельности здесь нет необходимости обеспечения производственными ресурсами для выпуска продукции. Первой стадией технологии является выбор — что покупать, что перепродавать и где. При этом цена реализации товара должна быть значительно выше закупочной цены; спрос на предлагаемый товар должен быть достаточным, чтобы реализовать сделку намечаемого масштаба.
Вторую стадию технологии коммерческого предпринимательства составляет маркетинг, направленный на анализ рынка ряда товаров (услуг) и выработку прогнозной оценки конъюнктуры рынка (анализ того, какие товары (услуги) будут пользоваться наибольшим спросом, каковы будут цены покупки и реализации).
Коммерческая сделка считается целесообразной, если чистая прибыль составляет не менее 20-30% от затрат.
Финансовое предпринимательство является разновидностью коммерческого предпринимательства, поскольку здесь объектом купли-продажи выступает специфический товар: деньги, валюта, ценные бумаги (акции, облигации, векселя, ваучеры и т.д.), т.е. происходит продажа одних денег в прямой или косвенной форме.
Предприниматель, вступающий в этот вид бизнеса, начинает свою деятельность с анализа рынка ценных бумаг и маркетинга.Последний связан с поиском и привлечением потенциальных покупателей денег, валюты и ценных бумаг.
Финансовая сделка считается целесообразной, если чистая прибыль составляет не менее 5% при продолжительности сделки менее года и 10-15% для долговременных сделок.
Страховое предпринимательство — это особая форма финансового предпринимательства, заключающаяся в том, что предприниматель получает страховой взнос, который возвращается только при наступлении страхового случая. Оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.
Посредническое предпринимательство проявляется в деятельности, соединяющей заинтересованные во взаимной сделке стороны. За оказание подобных услуг предприниматель получает доход.
Как видно, все виды предпринимательства направлены на получение дохода и связаны с экономическим риском предпринимателя.