Тема 18. Ценообразование в организации (предприятии) АПК

 

Сущность и функции цен

Цена это экономическая категория, служащая для косвенного измерения величины затраченного на производство продукции общественно необходимого рабочего времени. Цена — это денежное выражение стоимости единицы товара. Тариф — денежная оценка стоимости единицы работы, услуги.

Ценообразование — процесс по установлению, регулированию цен (тарифов) и контролю за применением введенного законодательством порядка ценообразования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и другими субъектами ценообразования.

В условиях плановой экономики цена равна средним издержкам производства плюс прибыль и регулируется государством. В рыночных условиях цену определяют спрос и предложение. При снижении спроса и увеличении предложения цена снижается, при увеличении спроса и снижении предложения увеличивается.

Функции цен:

измерительная − цена в единых денежных знаках измеряет стоимость товара и служит средством исчисления всех стоимостных показателей ВП и ТП, ее себестоимости, рентабельности, прибыли;

плановая −внутрихозяйственное планирование производства, распределения, обмена и потребления продукции в стоимостном выражении осуществляется с помощью цен на планируемые ресурсы и процессы;

регулирующая функция предопределяет рыночное равновесие, при повышении спроса цена растет, при ограниченном спросе на продукцию снижается, при возникновении на рынке дефицита продукции цены на нее поднимаются;

распределительная − повышение или понижение цен ведет к перераспределению доходов и прибыли между отраслями, предприятиями, социальными группами населения;

контрольная − цены служат инструментом учета и контроля расхода материально-вещественных и природных ресурсов, их движения и сохранения;

стимулирующая − предполагает прямую зависимость цены от качества продукции. Выше качество — выше цена, которая обеспечивает получение более высокого дохода. Согласно закону предложения, рост цен на продукцию будет стимулировать увеличение объемов выпуска данной продукции;

социальная − изменение розничных цен способствует перераспределению доходов и расходов населения, изменению семейного бюджета, влияет на доступность различных видов товаров, социальных благ и услуг для населения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: