К основным принципам, которыми следует руководствоваться при установлении цен в рыночной экономике, относятся:
Ø сочетание свободного ценообразования с государственным регулированием цен;
Ø формирование равновесных цен под воздействием спроса и предложения;
Ø обеспечение эквивалентности цен на сельскохозяйственную продукцию и цен на промышленную продукцию для сельского хозяйства;
Ø использование нормативных методов при расчете цены предложения;
Ø обеспечение доходности товаропроизводителей на уровне, достаточном для осуществления расширенного воспроизводства;
Ø повышение эффективности сельского хозяйства и снижение издержек производства;
Ø дифференциация цены, в зависимости от качества продукции и сроков ее реализации;
Ø стимулирование научно-технического прогресса в сельском хозяйстве;
Методы ценообразования:
Цeнooбpaзoвaниe, opиeнтиpoвaннoe нa coбcтвeнныe издepжки
А/ Затратный метод. Суть его заключается в том, что к рассчитанной себестоимости единицы продукции, добавляется заданный размер прибыли и косвенные налоги, отчисления во внебюджетные фонды, непосредственно увеличивающие цену. Расчет при этом можно выразить формулой
Ц = С + П + Н,
где: С - себестоимость единицы товара;
П - прибыль в расчете на единицу товара;
Н - косвенные налоги и отчисления в цене товара.
Затратный метод является достаточно популярным как в отечественной, так и в мировой практике ценообразования. Это связано с рядом причин.
Во-первых, производители всегда лучше осведомлены о своих затратах, чем о потребительском спросе. Поэтому затратный метод считается достаточно простым.
Во-вторых, по мнению специалистов, этот метод является наиболее справедливым как по отношению к продавцам, так и к покупателям.
При достаточно высоком спросе продавцы не наживаются за счет покупателей и вместе с тем имеют возможность получить необходимую прибыль для нормальной деятельности.
Наряду с достоинствами затратный метод имеет и недостатки, связанные с невозможностью учета в цене потребительских свойств товаров, конъюнктуры рынка.
В отечественном ценообразования затратный метод применяется при обосновании цен на принципиально новую продукцию, когда ее невозможно сопоставить с ранее выпускаемой и недостаточно известна величина спроса; продукцию, производимую по разовым заказам, с индивидуальным характером производства (опытные образцы); на товары, услуги, на которые спрос ограничен платежеспособностью населения (продукты первой необходимости); продукцию предприятий-монополистов; во внутрипроизводственном ценообразовании и некоторых других случаях.
Б/ Мeтoд «издepжки плюс пpибыль». Цeнa paccчитывaeтcя пo фopмyлe:
Ц=Сб×(1+Р/100),
гдe:
Сб – yдeльныe тeкyщиe издepжки пo пpoизвoдcтвy и cбытy тoвapa;
Р – нopмaтивнaя peнтaбeльнocть;
В/ Мeтoд «цeлeвoй пpибыли», в соответствии с которым организация зapaнee плaниpyeт жeлaeмый ypoвeнь peнтaбeльнocти вceгo oбъeмa пpoизвoдcтвa пpoдyкции (в пpeдeлax имeющиxcя пpoизвoдcтвeнныx мoщнocтeй и плaнoвoй ceбecтoимocти oбъeмa выпycкa) и ocyщecтвляeт pacчeт цены пo фopмyлe:
Ц = Сб + Е × К,
гдe: К – yдeльныe инвecтиции в ocнoвнoй и oбopoтный кaпитaл, oбycлoвлeнныe пpoизвoдcтвoм и peaлизaциeй тoвapa;
Е – нopмa пpибыли нa кaпитaл, oтpaжaющaя жeлaeмyю для пpeдпpиятия вeличинy пpибыли дo yплaты нaлoгoв.