Обучение детей умению позитивно рассказывать о себе и о том, что они делают

Очевидно, что дети, постоянно демонстрирующие поведение, направленное на избегание неудачи, внушают себе: «Я не смогу этого сделать», «Это слишком трудно», «Я никогда не сделаю правильно». Помогите ученикам изменить внутреннюю речь: «Ты сможешь, если будешь думать, что сможешь! — говорит мудрый учитель своему ученику. — Повторяй это каждый день, особенно, в отношении того, что у тебя плохо получается».

Можно повесить в вашем классе перед глазами учеников плакат с такими «заклинаниями» (внутренними девизами):

«Я смогу это!»

«Пробуй – и результат обязательно будет!».

«Когда говорю себе, что я могу, я действительно могу!».

«Я могу стать таким, каким я хочу быть».

Ищите два «плюса» на каждый «минус». Введите правило: когда услышите, что ученик негативно высказывается о себе и своей учебе, вслух скажите о его работе не менее двух позитивных утверждений. Этот прием помогает ученикам обращать внимание на те слова, которые они говорят себе. Это также помогает трансформировать негативный образ себя в позитивный. Поначалу ученики чувствуют некоторую неловкость, когда слышат о себе хорошее, но... «к хорошему быстро привыкаешь». Одно условие: реплики учителя должны быть предельно конкретными.

В голове избегающего неуспеха ребенка как будто звучит заезженная пластинка. Как только он получает задачу для решения, она автоматически включается: «Ты не сможешь, ничего не получится», — твердит она. Чтобы «сменить пластинку» попросите ученика тихонько повторить следующие две фразы: «Я могу решить эту задачку с дробями», «Я достаточно умен, чтобы ответить на все эти вопросы».

Просите его повторять это перед сложным заданием или когда вы видите признаки подступающей неуверенности. Положите карточку с текстом заклинания ему на парту вместе с карточкой-заданием.

Формирование отношения к ошибкам как к нормальным и нужным явлением

Страх совершить ошибку — вот что «заталкивает» учеников в рамки поведения, избегающего неудач. Они интерпретируют каждую ошибку, не важно, большую или маленькую, как доказательство того, что они вообще ничего не могут делать правильно. Мы должны научить их рассматривать ошибки как необходимую часть процесса обучения. Этого можно добиться такими приемами:

• Рассказывайте о возможных, типичных ошибках.

• Показывайте ценность ошибки как попытки выполнить задание. (Отрицательный результат — тоже результат.)

• Минимизируйте последствия от сделанных ошибок.

Формирование веры в успех

Помогайте ученикам поверить в успех. Они должны поверить, что способны не только решить задачу по предмету, но также изменить себя, поднять свой интеллектуальный уровень. Для этого используйте такие приемы:

• Замечайте любые улучшения.

• Объявляйте о любом вкладе ученика в общую деятельность

• Раскрывайте ученикам их сильные стороны.

• Демонстрируйте веру в учеников.

• Признавайте трудность ваших заданий.

• Устанавливайте ограничения во времени на задания.

Концентрация внимания учеников на прошлых успехах

Каждый ученик имеет в своем опыте переживание успеха, хотя оно может быть зарыто где-то очень глубоко. Найти такие примеры переживания успеха у учеников, страшащихся неудачи, очень важно. Это воспоминание может стать фундаментом для новых достижений. Используйте такие приемы, как:

• Анализ прошлого успеха.

• Повторение и закрепление прошлого успеха.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: