Стратегии | Техники |
Поддержка личного вклада ученика в процесс улучшения жизни своего класса | Приглашайте учеников помогать вам ежедневно в решении разных учебных задач |
Поощряйте высказывание учениками своего мнения и выражение ими своих предпочтений | |
Принимайте правила вместе с учениками | |
Оказывайте моральную поддержку ученикам, которые стараются помочь другим | Ученическое репетиторство. Ученики выражают признание и одобрение друг другу |
Аплодисменты | |
Персональные письма | |
Одобрительный пароль |
Практические рекомендации по построению конструктивной коммуникации в конфликтных ситуациях
Все, что написано в этом разделе методических рекомендаций, касается личности самого учителя (руководителя) — изменения его установок и реакций для достижения желаемых партнерских отношений с учениками (подчиненными). Без этого не обойтись, ведь никакие слова и действия, как бы тщательно они ни были подготовлены, не приведут к успеху, если учитель неискренен в своих установках и чувствах.
Правило 1. Научитесь акцентироватьвнимание на поступках (поведении) ученика, а не на его личности.
Описывайте поведение ребенка безоценочно. Когда вы обсуждаете с учениками их поведение, придерживайтесь объективного стиля. Объясняя ребенку, почему его поступки так огорчают вас, избегайте таких слов, как «плохо», «неправильно», «глупо», «по-хамски». Субъективные, оценочные слова только вызывают раздражение ученика, «заводят» нас самих и, в итоге, уводят от решения проблемы.
Ведя разговор о проступке, ограничивайтесь обсуждением того, что случилось. Это — правило «здесь и сейчас». Обсуждая с учеником его поведение или выбирая способ экстренного вмешательства, говорите только о том, что произошло только что. Обращение к прошлому или к будущему ученика, наводит на мысль, что конкретный поступок — что-то неизбежное и неисправимое. В самом деле, если Ваня или Таня «всегда» так ведут себя или «всегда будут» это делать, то как можно педагогу требовать, чтобы они попробовали вести себя по-другому? Девиз «здесь и сейчас» — точка опоры для воспитателя!
Будьте твердым, но доброжелательным. Мы должны быть твердыми в отношении конкретного проступка, чтобы прекратить его. И в то же время мы должны быть доброжелательными в отношении ученика, совершившего проступок, чтобы у него не возникло желание защищаться и не пропал интерес к общению с нами. Это правило может быть выражено таким девизом: «То, что ты делаешь, должно быть сейчас же прекращено, но я все еще с симпатией отношусь к тебе!» Такая установка означает, что вы верите в своих учеников, считаете, что они могут вести себя в соответствии с правилами. Ваша вера в детей — самый мощный импульс измениться, ибо она повышает самоуважение.