Особенности деятельности менеджера проекта

Участники и организация проекта

Участники и заинтересованные стороны проекта

В реализации сложных проектов могут принимать участие десятки и даже сотни организаций и физических лиц. Важно понимать, кто какие роли играет при реализации проекта, какую ответственность несут и какие интересы преследуют те или иные участники проекта.

Участники и заинтересованные стороны проекта (Stakeholders)– физические лица, группы лиц и организации, которые непосредственно вовлечены в проект или чьи интересы могут быть затронуты при осуществлении проекта.

Заинтересованные стороны (участники проекта, стейкхлолдеры) – физические лица или группы лиц, юридические лица или компании и их объединения, а также органы власти всех уровней и/или их унитарные предприятия и организации, заинтересованные в осуществлении проекта, либо находящиеся под воздействием проекта. Заинтересованные стороны могут быть как непосредственно вовлечены в осуществление проекта, так и косвенно воздействовать на него или, наоборот, осуществление проекта может влиять (позитивно или негативно) на их интересы.

Основные заинтересованные стороны при инициации проекта:

· Инициатор – автор идеи проекта;

· Заказчик;

· Инвестор.

Исполняющая организация (подрядчик) – предприятие, чьи сотрудники участвуют в исполнении проекта (как правило, на основании контракта) и несут ответственность за выполнение работ в соответствии с контрактом.

Интересы заказчика и интересы исполнителей на проекте различны. Важно понимать интересы внешних заинтересованных сторон и их возможности влияния на ход реализации проекта.

Организационная структура проекта

Основной принцип проектной концепции управления заключается в создании временной организационной структуры для реализации проекта.

Для проекта должны быть определены органы стратегического управления, включая куратора проекта и управляющий совет проекта.

Для обеспечения эффективной реализации проекта куратор по согласованию с заказчиком определяет ролевую структуру управления проектом во главе с менеджером проекта и принципы формирования команды проекта.

Команда проекта состоит из исполнителей – организаций, групп и/или отдельных специалистов, привлеченных для выполнения работ проекта.

Команда управления проектом представляет собой ядро команды проекта, состоящей из ключевых специалистов, которые непосредственно вовлечены в задачи управления проектом.

Организационные формы реализации проекта внутри компании

Возможны различные подходы к формированию команды проекта. Обычно выделяют три основных подхода к организации проекта, включая:

1. реализацию проекта в рамках функциональной структуры;

2. проектную организацию;

3. матричную организацию.

Каждый из подходов обладает определенными плюсами и минусами. При разных организационных формах реализации проекта будет меняться как уровень власти менеджера проекта, так и процент персонала, привлекаемого в проект на полную загрузку и подчиняющихся непосредственно менеджеру проекта.

Выбор подхода к организации проекта зависит от различных факторов, связанных с особенностями организации, реализующей проект, и особенностями самого проекта.

Особенности деятельности менеджера проекта

Менеджер (руководитель) проекта – ключевое лицо, ответственное за управление проектом, которому заказчик или руководство организации, реализующей проект, делегирует полномочия по руководству работами в рамках проекта, включая планирование, организацию исполнения, контроль и завершение проекта.

Функции менеджера проекта связаны в первую очередь с организацией и управлением исполнением работ проекта:

· Создание системы управления проектом;

· Разработка плана проекта;

· Организация исполнения проекта;

· Контроль и анализ исполнения проекта;

· Закрытие проекта.

Менеджер проекта является проводником стратегических решений заказчика, видит проекта целиком и в деталях, недоступных высшему руководству. Соответственно роль менеджера проекта может включать и участие в задачах стратегического уровня управления:

· Участие в определении целей и принципов реализации проекта;

· Участие в подготовке принятия решений по стратегическим изменениям;

· Предоставление информации о ходе реализации проекта высшему руководству.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: