Тема. Острота зрения

ФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ (АНАЛИЗАТОРЫ)

В постоянно изменяющихся условиях живой организм может существовать только в том случае, если он непре­рывно получает и анализирует информацию, поступаю­щую как из окружающего мира, так и из внутренней среды собственного тела. Вся информация поступает в цен­тральную нервную систему, где перерабатывается и ана­лизируется. Функцию восприятия внешней и внутренней информации, передачу ее и анализ в высших отделах моз­га осуществляет система анализаторов.

 

РАБОТА 1.

Тема. Глазные мышцы.

Цель: определение функций глазных мышц.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: указка, карандаш или ав­торучка.

ХОД РАБОТЫ

Исследователь просит испытуемого внимательно сле­дить за движением карандаша, который располагается на расстоянии 20 см от его глаз. Исследователь перемещает карандаш вверх, вниз, вправо, влево, затем описывает им окружность. Все это время он внимательно наблюдает за движением глаз испытуемого.

ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ

Ответьте на вопросы: Почему происходит движение глазного яблока? Какие мышцы глаз обеспечивают это движение? Сколько мышц может одновременно приводить в движение глазное яблоко?

 

 

РАБОТА 2.

Тема. Аккомодация глаза.

Цель: познакомить с физиологическими причинами ак­комодации.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: деревянная рамка разме­ром 15x20 см с хорошо натянутой на ней марлей. Лист бумаги с печатным текстом.

1.Под аккомодацией понимают способность глаза к яс­ному видению разноудаленных предметов. В основе акко­модации лежит способность глаза изменять преломляющую силу оптической системы за счет изменения кривиз­ны хрусталика. Для ясного видения предмета лучи, отра­жающиеся от предмета, должны быть сфокусированы на сетчатке. Если смотреть вдаль, то близкие предметы вид­ны неясно, расплывчато, так как лучи от ближних точек фокусируются за сетчаткой. Одинаково ясно видеть раз­ноудаленные от глаз предметы невозможно.

ХОД РАБОТЫ

Через тонкую марлю, натянутую на деревянную рамку, посмотрите на печатный текст, находящийся на расстоя­нии около 50 см от ваших глаз. Если вы фиксируете свой взгляд на буквах, то нитки марли становятся плохо види­мыми. Если же вы фиксируете взгляд на нитях марли, то невозможно ясно видеть текст, буквы постоянно расплы­ваются. Следовательно, нельзя одинаково ясно видеть и сетку, и буквы.

ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ

Нарисуйте схему преломления лучей хрусталиком глаза при рассматривании близко и далеко расположенных пред­метов, объясните физиологические механизмы аккомодации.

 

 

РАБОТА 3.

Тема. Астигматизм.

Цель: познакомиться с одной из методик обнаружения астигматизма.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: для работы необходим ри­сунок (чертеж для выявления астигматизма).

Астигматизм зависит от неодинаковой кривизны раз­личных участков преломляющих поверхностей глаза, осо­бенно роговицы. Поэтому лучи, идущие от одной точки, но через разные участки преломляющих поверхностей, будут по-разному преломляться и вследствие этого схо­диться не в одной точке. В результате возникает некоторая неясность, расплывчатость изображения.

 

ХОД РАБОТЫ

Для наблюдения астигматизма предложите испытуе­мому рассмотреть рисунок, на котором одни линии расположены вертикально, а другие - горизонтально, толщина всех линий обязательно должна быть одинако­вой. Испытуемый отмечает, какие линии, горизонтальные или вертикальные, более отчетливы.

Приближая рисунок к глазу и отодвигая его, определи­те, впереди сетчатки или за ней сходились лучи, идущие от менее ясно видимых линий. Если, например, при прибли­жении рисунка горизонтальные линии стали более отчет­ливыми, то это означает, что лучи, идущие от этих линий, при начальном положении рисунка сходились впереди сетчатки, а при приближении рисунка к глазу точки схож­дения лучей переместились на сетчатку, т.е. изображение оказалось в фокусе.

Вращая рисунок, отметьте, что представление о тол­щине линий все время меняется соответственно изменению их положения.

 

ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ

Объясните наблюдаемое явление. Предложите возмож­ные способы устранения явления астигматизма.

 

 

РАБОТА 4.

Тема. Острота зрения.

Цель: научиться определять остроту зрения с помощью типовых таблиц.

Материалы и оборудование: таблицы для определения остроты зрения, указка.

Объект исследования: человек.

Острота зрения человека определяется способностью его глаза различать две близко расположенные друг от друга точки как раздельные. Таблица состоит из несколь­ких рядов букв или незамкнутых окружностей, по-разному расположенных. В каждой строке знаки одинаковы по размеру, в каждой нижней строке они меньше, чем в верх­ней, т.е. величина знаков уменьшается сверху вниз. У каж­дой строки стоит число, обозначающее расстояние (в мет­рах), на котором нормальный глаз должен видеть детали знаков данной строки. Справа от каждой строки указана острота зрения, которая рассчитывается по формуле, где V - острота зрения, 6 - расстояние исследуемого глаза до таблицы, Д - расстояние, с которого данная строка пра­вильно читается нормальным глазом.

Формула расчета остроты зрения

ХОД РАБОТЫ

Таблицу вешают на стену. Испытуемому предлагают сесть на расстоянии 5 м от таблицы и закрыть один глаз специальным щитком, темной повязкой или рукой. Указ­кой показывают ту или иную букву или незамкнутую ок­ружность, выясняя, какую из строк испытуемый отчетливо видит. Затем эту процедуру повторяют с другим глазом.

ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ

Опишите методику определения остроты зрения. Запи­шите результаты исследования. По результатам измерения дайте индивидуальную характеристику остроты зрения различных испытуемых. (Средние показатели остроты зрения у человека: нормальная - 1,0 и выше, пониженная -от 0,8 и ниже, повышенная - 1,5-2,0.)

РАБОТА 5.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: