Проблема объяснения в психологии

 

Объяснение предмета – одна из основных задач науки, одна из её важнейших функций. В психологии проблема объяснения – одна из центральных методологических проблем.

А.В.Юревич: Вопрос о том, каким должно быть психологическое объяснение не решён. Одна из главных особенностей психологии по сравнению с другими науками – специфика психологического объяснения.

М.С.Роговин: В настоящее время, когда тщательно разработаны методы психологического эксперимента, правила обработки результатов, когда в распоряжении исследователей сложная и разнообразная техника, некоторые из них высказывают мнение, что самым сложным в психологии является объяснение. Тем более странным и неоправданным представляется то, что склонность к анализу объяснения проявляют лишь очень немногие психологи

В советской психологии проблеме объяснения внимания практически не уделялось. Традиция рассмотрения объяснения как методологической проблемы психологии практически отсутствовала. Проблема объяснения разрабатывалась в философии, потому что именно эта область философии (логика и методология науки, формальная логика) в наименьшей степени подвергалась идеологическому контролю.

Е.П.Никитин (1970): существуют различные виды объяснения в зависимости от моделей, принимаемых для интерпретации теории, не только причинное. Объяснения могут быть субстратными, структурными, причинными, функциональными, и пр. Никитин разработал классификации объяснений по нескольким основаниям.

В отечественной психологии проблема объяснения как методологическая была поставлена благодаря работе Ж.Пиаже. М.С.Роговин критиковал позиции Пиаже. Оба посвятили проблеме объяснения отдельные главы в своих книгах.

Специальных исследований по проблеме объяснения в психологии до недавних пор в отечественной психологической науке практически не было. В зарубежной психологии данной проблеме посвящено значительное количество работ.

В современной психологии не хватает строгой упорядоченности объяснений. Психологи говорят о множественности объяснений. Но обычно не происходит отнесения выполненного исследования к определённой традиции объяснения. Объяснения как правило выстраиваются интуитивно. Выбор возможных типов и способов объяснений обычно не осознаётся исследователем.

Юревич: какого-либо стандартного, нормативного объяснения в психологии не существует. Психологи используют большое разнообразие видов объяснения. Их выбор объясняется особенностями изучаемых объектов, базовыми методологическими ориентациями самих психологов и другими факторами. Объяснения, которые дают одному и тому же фактору нейропсихолог, психоаналитик, психолог гуманистической ориентации существенно отличаются друг от друга.

Строгой классификации объяснений в психологии не существует (в философии есть)

Но есть несколько классификаций: Р.Брауна (генетические, интенциональные, диспозиционные, причинные, функциональные, эмпирические, на основе теорий), Ж.Пиаже.

Объяснение имеет исключительную ценность. Без объяснений нет науки. Уважающая себя наука обязана объяснять. Но поскольку методологически вопрос объяснения не решён, возникает соблазн объяснения ради объяснения.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: