Лекция 5. Восприятие формы и перцептивная организация

Аннотация к рабочей программе дисциплины

Ощущение и восприятие: с практикумом

Дисциплина «Ощущение и восприятие: с практикумом» входит в общепрофессиональный блок для подготовки бакалавров психологии. Учебным планом предусмотрено 144 часа (4 ЗЕТ) для освоения дисциплины, из них 72 часа – аудиторных (18 лекц., 54 практ.), а также – выполнение одной контрольной работы (лабораторных работ). Форма контроля знаний – экзамен.

Знания, умения и навыки, приобретенные в ходе освоения дисциплины «Ощущение и восприятие: с практикумом», будут использованы студентами в дальнейшем при освоении дисциплин «Психология развития и возрастная психология», «Введение в клиническую психологию: основы нейро- и патопсихологии», «Психодиагностика».

 

Дисциплина изучается на 1 курсе в 1 семестре.

 

Цели изучения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Ощущение и восприятие: с практикумом» является формирование у студентов полноценного представления об ощущениях и восприятии как процессах непосредственно-чувственного отражения действительности, а также – знакомство с методами диагностики данных процессов.

В ходе освоения данной дисциплины будут выполнены следующие задачи:

ознакомить студентов с основными терминами и понятиями психологии ощущений и восприятия,

описать психофизиологические механизмы, лежащие в основе формирования ощущений и восприятия,

ознакомить студентов с психодиагностическим инструментарием, применяемым для изучения сенсорно-перцептивной сферы человека, сформировать соответствующие навыки.

 

Структура дисциплины

План лекционных занятий

Лекция 1. Ощущения и восприятие, как процессы непосредственно

Чувственного отражения действительности.

 

Панпсихизм. Биопсихизм. Нейропсихизм. Нативизм. Сенсуализм. Современный материалистический взгляд на процессы отражения. Деятельностный подход. Классификация ощущений и сенсорных систем (Аристотель. В. Вундт. Ухтомский, Хэд. Шеррингтон). Свойства ощущений. Измерение чувствительности.

Абсолютный порог ощущений. Разностный порог. Закон Вебера-Фехнера. Сенсорная адаптация. Общая закономерность взаимодействия анализаторов. Синестезия.

 

Лекция 2. Основные свойства и феномены восприятия.

 

Предметность. Целостность. Структурность. Константность. Осмысленность. Активность. Апперцепция. Историчность. Обобщенность. Избирательность (селективность). Изменчивость.

 

Лекция 3. Слуховая перцептивная система.

 

Природа слуховых ощущений.Звук. Субъективные качества слуховых ощущений.Высота тона.Громкость. Объемность.Плотность.Тембр. Гармонические колебания.Пороги слуховых ощущений:Нижний абсолютный.Верхний абсолютный.Порог различения.

Кривая слышимости. теории слуха.Периферические теории.Резонансная теория Г. Гельмгольца.Теория Г. Флетчера.Теория Г. Бекеши.Телефонные теории или теории центрального анализатора.Теория звуковых образов И. Эвальда.Теория Э. Уивера.

Слуховое восприятие пространства. Бинауральный эффект.

Речевой и музыкальный слух.

Лекция 4. Зрительная перцептивная система.

 

Глаз.Сферическая аберрация. Хроматическая аберрация (ошибка по цвету).

Бинокулярное зрение. Сетчаточная диспарантность.

Аккомодация Конвергенция Дивергенция Бинокулярное соревнование

Гороптер. Стереоскопия.

Монокулярное восприятие пространства. Эффект Пульфрика.

Лекция 5. Восприятие формы и перцептивная организация.

 

Группировка. Законы группировки И. Вертгеймера. Хорошее продолжение.Близость. Сходство. Замкнутость.Единая судьба.Установка.Влияние прошлого опыта.

 

Фигура и фон.Форма. Феноменальные характеристики, различающие фигуру и фон.

Принципы организации фигуры и фона:Транспозиция фигуры.Прегнантность.Маскировка.

 




double arrow
Сейчас читают про: