МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Институт технологий (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Донской государственный технический университет»
В г. Волгодонске Ростовской области
(Институт технологий (филиал) ДГТУ в г. Волгодонске)
МИКРОЭКОНОМИКА
Учебно-методическое пособие
для самостоятельного изучения дисциплины
студентам очной и заочной форм обучения
направлений 38.03.01 «Экономика», 38.03.02 «Менеджмент»
Составитель к.э.н., доц. Гладкова Ю.В.
Волгодонск 2016
Оглавление
Предисловие. 4
Раздел 1. Введение в экономическую теорию... 5
Глава 1. Экономика. Предмет и метод. 5
1.1 Генезис и развитие «политической экономии». 5
1.2 Предмет экономической теории. 13
1.3 Метод экономической науки. 15
1.4 Три основные проблемы экономической теории. 18
Глава 2. Основные проблемы экономической науки. 23
2.1 Проблема безграничности потребностей и ограниченности
|
|
ресурсов. 23
2.2 Факторы производства. 25
2.3 Кривая производственных возможностей. 27
2.4 Собственность: сущность, формы.. 29
2.5 Экономическая система общества: сущность, критерии и типы.. 32
Глава 3. Рынок и принцип его функционирования. 39
3.1 Рынок и его сущность. 39
3.2 Товар и услуга. 41
3.3 Процесс производства товаров (услуг) 44
3.4 Деньги. 45
Раздел 2. Микроэкономика.. 53
Глава 4. Теория спроса и предложения. Экономическое равновесие. 53
4.1 Спрос индивидуального потребителя. Закон спроса.
Эластичность спроса. 53
4.2 Предложение отдельного производителя. Закон предложения. Эластичность предложения. 59
4.3 Равновесие спроса и предложения. 60
Глава 5. Фирма в системе рыночных отношений. Рациональное
поведение фирмы.. 66
5.1 Фирма и организационные правовые формы.. 66
5.2 Издержки производства и прибыль. 72
5.3 Показатели эффективности работы предприятия. 76
5.4 Рациональное поведение фирмы.. 80
Глава 6. Ценообразование в рыночной экономике. 93
6.1 Экономическое содержание цены.. 93
6.2 Функции цены. Механизм ее формирования в условиях
рыночной экономики. 95
6.3 Альтернативные методы определения цен. 99
6.3.1 Метод безубыточности....................................................... 101
6.3.2 Определение цен с ориентацией на спрос............................ 102
6.3.3 Определение цен с ориентацией на уровень конкуренции... 102
6.3.4 Верхнии и нижние пределы при установлении цен.............. 103
Глава 7. Рынки факторов производства. 107
7.1 Предельная производительность. 107
7.2 Рынок земли и дифференциальная рента. 108
7.3 Рынок труда и заработная плата. 110
7.4 Капитал и процент. 111
7.5 Предпринимательство и прибыль. 115
|
|
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ И ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ… 121
Заключение…………………………………………………………………124
Библиографический список………………………………………………..125
Предисловие
Курс «Микроэкономика» предусматривает систематизированное и логически последовательное изучение общих закономерностей функционирования современного рыночного хозяйства.
Целью изучения дисциплины является познание теоретических основ хозяйственного механизма, мотивации поведения хозяйствующих субъектов, эффективного и рационального использования ресурсов.
Задачи дисциплины представлены необходимостью:
– сформировать у студентов экономический образ мышления;
– помочь студентам овладеть микроэкономическим инструментарием анализа хозяйственной деятельности;
– обучить студентов навыкам анализа реальных экономических явлений, ситуаций и принятия мер по их разрешению.
Предлагаемое пособие представляет собой учебно-методическую разработку, предназначенную для самостоятельного изучения микроэкономики. Оно позволяет реализовать концепцию контролируемого и направляемого самообучения.
В основу пособия положен блочный (модульный принцип). Каждый блок состоит из нескольких тем курса, входящих в него. Блок составлен таким образом, чтобы студенты четко представляли себе, какие основные категории, законы необходимо знать после его изучения. Для этого каждая тема начинается с краткого изложения материала, концентрирующего внимание на ключевых вопросах, затем следуют учебные задания по нахождению соответствия между понятием и его определением как составной части представленных тренировочных заданий, далее следуют примеры решения задач по указанной теме, а затем тесты и задания для самоконтроля.
В конце каждого блока проводится промежуточный контроль с использованием интерактивных технологий. По такой же системе проводится и итоговое тестирование, на котором студенты должны подтвердить свои знания и продемонстрировать выработанные в процессе обучения навыки.
Раздел 1
Введение в экономическую теорию
ГЛАВА 1