Поведение потребителя при различной эластичности

Характер спроса Поведение потребителя
При снижении цены При росте цены
Эластичный (ЭС >1) Значительно повышает объем покупок (спрос растет быстрее, чем снижается цена). Выручка у продавца растет Значительно снижает объем покупок (спрос снижается более высокими темпами, чем растет цена). Выручка продавца падает
Единичная эластичность (ЭС=1) Спрос растет теми же темпами, которыми падает цена. Выручка растет Спрос снижается теми же темпами, что растет цена. Выручка не изменяется
Неэластичный (ЭС<1) Темпы роста спроса меньше темпов снижения цены. Выручка падает Темпы снижения спроса меньше темпов роста цены. Выручка растет

 

Эластичность спроса ниже всего на товары, являющиеся для потребителя самыми необходимыми. Особенно она низка на товары и услуги первой необходимости. Таков, например, спрос на хлеб, цветы в предпраздничные и праздничные дни, соль, спички, мясо и т.д.

При прочих равных условиях, при неэластичном спросе цены могут расти, а при эластичном – снижаться.

Как же количественно измеряется эластичность спроса?

По цене эластичность спроса измеряется отношением процентного изменения спрашиваемой продукции к процентному изменению цены.

 

= (4.4)

,

где – коэффициент эластичности спроса; – прирост предлагаемой продукции; – прирост цены на данную продукцию.

Если ЕА>1, спрос считается эластичным, и спрос неэластичен при ЕА<1. Кривая совершенно неэластичного спроса изображается на графике линией, параллельной вертикальной оси, кривая совершенно эластичного спроса представляет собой линию, которая расположена выше и параллельно горизонтальной оси.

Как правило, спрос эластичен на те товары и услуги, которые к повседневным и обыденным не относятся. Спрос неэластичен на товары повседневного спроса. Поэтому рост цен на них может не приводить к сокращению объема или, во всяком случае, рост цен при неэластичном спросе ведет к относительному падению объема предложенной продукции.

Эластичность спроса – показатель, который широко используется в практике налогообложения, дотаций государства отдельным производителям, как правило, производящим неэластичные товары, в инвестиционной политике.

Таким образом, спрос – явление довольно сложное, оно включает в себя и такие элементы, которые учитывают индивидуальные потребности отдельного покупателя, его особенности. С другой стороны, спрос зависит не только от экономических факторов, но и от психологии потребителя, от духа соревнования в потреблении, который ему присущ. Эти явления не всегда поддаются количественной оценке. Поэтому уровень профессионализма при изучении спроса зависит не только от знаний и умений количественно его определить, исходя из тех переменных, которые на него влияют и которые можно измерить, но и от тех факторов, которые не поддаются исчислению и их количественно определяют методом экспертных оценок. Эксперты-профессионалы высочайшего класса, подобно дегустаторам вина, определяют его качественные характеристики. Поэтому это дорогостоящее мероприятие. Все это в конечном итоге приносит гораздо больший экономический эффект: если спрос определен, тогда известными становятся самые сокровенные «тайны» рынка – цена и объем предложения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: