Рекомендации:
1) Приемами рационального запоминания являются:
● Понимание. Необходимое условие логического, осмысленного запоминания, так как понятое запоминается быстрее и прочнее. Это происходит потому, что понятый материал ассоциируется с уже усвоенными ранее знаниями, с прошлым опытом человека.
● Выделение смысловых единиц. Знания слагаются из определенной системы фактов, понятий, суждений, для запоминания которых необходимо вычленять определенные смысловые единицы, устанавливать связи между ними, применять логические приемы, связанные с более или менее развернутыми процессами мышления.
● Составление плана заучиваемого материала, что включает в себя три момента:
1)разбивку материала на составные части; придумывание заглавий для них или выделение опорного пункта, с которым легко ассоциируется все содержание данной части материала;
2) связывание частей по их заглавиям или выделенным опорным пунктам в единую цепь ассоциаций.
● Сравнение. Особенно важное значение имеет подчеркивание различий в объектах, что обеспечивает специализацию связей при запоминании и направляет воспроизведение образов объектов по определенному пути, запоминание объектов осуществляется тем быстрее и прочнее, чем резче выступают различия между ними.
|
|
● Классификация, систематизация материала. Основана на содержательном сопоставлении материала и установлении связей между его структурными элементами на основе сходства, смежности и контраста.
● Воспроизведение. Выступает в форме пересказа самому себе запоминаемого содержания.
● Разнообразие повторений. Необходимо организовать повторение так, чтобы оно заключало в себе всегда нечто новое, а не представляло собой простого восстановления того, что уже было. Важно, чтобы повторение включалось в новую деятельность (в решение новой задачи) как его необходимое звено, как основа решения новой задачи, как средство ее решения.
● Опора на наглядный, образный материал.
2) Воспроизведение. Приемами оптимизации воспроизведения являются:
● составление плана припоминаемого материала;
● активное вызывание в себе образов соответствующих объектов, намеренное вызывание опосредствующих ассоциаций, которые обходным путем ведут к воспроизведению того, что нужно (опора на конспекты, наглядность, макеты, схемы);
● наличие высокой мотивированности выполнения репродуктивной (направленной на воспроизведение) задачи (установка учителя на то, чтобы ученики вспомнили материал через фразу «Ребята, пожалуйста, вспомните…».