Как соотносится произвольное и непроизвольное внимание, произвольное и непроизвольное запоминание?

Рекомендации: Внимание может быть произвольным, непроизвольным, послепроизвольным.Характеризуя внимание человека, наряду с непроизвольным вниманием выделяют высшую, специфически человеческую его форму — произвольное внимание.

Произвольное внимание возникает тогда, когда человек ставит перед собой определенные задачи, сознательные цели, что и обуслов­ливает выделение отдельных предметов (воздействий) как объектов его внимания. Приняв решение заняться чем-то, какой-нибудь деятельностью (конспектировать книгу, слушать учителя), человек произвольно направляет и сосредоточивает сознание на этом занятии. Направленность и концент­рация внимания здесь зависит не от особенностей самих предметов (воздействий), а от поставленной, намеченной задачи, цели. Здесь требуется определенное усилие воли, необ­ходимое как для того, чтобы сохранить объект сосредоточения, т. е. не отвлекаться, так и для того, чтобы поддерживать определенную интенсивность процесса сосредоточения. Это особенно ярко прояв­ляется при наличии в окружающей обстановке посторонних раздра­жителей, когда приходится сосредоточиваться как бы вопреки их воз­действию. Таким образом, произвольное внимание есть проявление воли. Подчеркивая эту особенность произвольного внимания, его иногда называют волевым вниманием. В произвольном внимании таким образом, как и в других высших формах психической деятель­ности человека, важную роль играет речь (внешняя и внутренняя).

В школьной практике необходимо, опираясь на непроизвольное внимание, воспитывать произвольное. Однако следует учитывать, что постоянная поддержка внимания с помощью волевых усилий связа­на с большим напряжением и очень утомительна. Это и определяет особое значение послепроизвольного внимания в процессе обуче­ния. Послепроизвольное внимание зарождается как произвольное, но функционирует как непроизвольное. Оно основано на интересе.

Особенности непроизвольного запоминания:

● лучше запоминается материал, вызывающий активную умственную работу над ним;

● лучше запоминается материал, имеющий большое значение для нас, вызывающий у нас интерес и эмоции;

● связан с потребностями человека;

● лучше запоминается материал, который находится вначале и конце повествования.

Чрезвычайно важное значение имеет произвольнаяпамять. Произвольное запоминание — это продукт специальных действий, основной целью которых будет само запоминание.

Для этого:

● четкая постановка задачи запомнить материал точно, полно и последовательно.

● необходимо давать учащимся дифференцированные задания: что именно и как надо запоминать;

● формировать у школьников мотивы, побуждающие запомнить;

● добиваться понимания учащимися запоминаемого материала.

 

Оцените качество восприятия и запоминания учащимися учебного материала.

Рекомендации: нужно ответить насколько полно воспроизводится информация, насколько осмысленно (имеет ли место воспроизведение, основанное на понимании материала с элементами анализа).

Организация мыслительной деятельности на уроке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: