Рекомендации: Внимание может быть произвольным, непроизвольным, послепроизвольным.Характеризуя внимание человека, наряду с непроизвольным вниманием выделяют высшую, специфически человеческую его форму — произвольное внимание.
Произвольное внимание возникает тогда, когда человек ставит перед собой определенные задачи, сознательные цели, что и обусловливает выделение отдельных предметов (воздействий) как объектов его внимания. Приняв решение заняться чем-то, какой-нибудь деятельностью (конспектировать книгу, слушать учителя), человек произвольно направляет и сосредоточивает сознание на этом занятии. Направленность и концентрация внимания здесь зависит не от особенностей самих предметов (воздействий), а от поставленной, намеченной задачи, цели. Здесь требуется определенное усилие воли, необходимое как для того, чтобы сохранить объект сосредоточения, т. е. не отвлекаться, так и для того, чтобы поддерживать определенную интенсивность процесса сосредоточения. Это особенно ярко проявляется при наличии в окружающей обстановке посторонних раздражителей, когда приходится сосредоточиваться как бы вопреки их воздействию. Таким образом, произвольное внимание есть проявление воли. Подчеркивая эту особенность произвольного внимания, его иногда называют волевым вниманием. В произвольном внимании таким образом, как и в других высших формах психической деятельности человека, важную роль играет речь (внешняя и внутренняя).
|
|
В школьной практике необходимо, опираясь на непроизвольное внимание, воспитывать произвольное. Однако следует учитывать, что постоянная поддержка внимания с помощью волевых усилий связана с большим напряжением и очень утомительна. Это и определяет особое значение послепроизвольного внимания в процессе обучения. Послепроизвольное внимание зарождается как произвольное, но функционирует как непроизвольное. Оно основано на интересе.
Особенности непроизвольного запоминания:
● лучше запоминается материал, вызывающий активную умственную работу над ним;
● лучше запоминается материал, имеющий большое значение для нас, вызывающий у нас интерес и эмоции;
● связан с потребностями человека;
● лучше запоминается материал, который находится вначале и конце повествования.
Чрезвычайно важное значение имеет произвольнаяпамять. Произвольное запоминание — это продукт специальных действий, основной целью которых будет само запоминание.
Для этого:
● четкая постановка задачи запомнить материал точно, полно и последовательно.
● необходимо давать учащимся дифференцированные задания: что именно и как надо запоминать;
|
|
● формировать у школьников мотивы, побуждающие запомнить;
● добиваться понимания учащимися запоминаемого материала.
Оцените качество восприятия и запоминания учащимися учебного материала.
Рекомендации: нужно ответить насколько полно воспроизводится информация, насколько осмысленно (имеет ли место воспроизведение, основанное на понимании материала с элементами анализа).
Организация мыслительной деятельности на уроке.