Тема: Обучение связной речи дошкольников с нарушением слуха

Основной задачей в обучении языку глухих и слабослышащих детей является формирование разговорно-обиходной речи. В этом реализуется коммуникативная направленность в процессе обучения. Однако полноценная коммуникация, предполагающая функцию передачи информации и воздействия, требует владения связной речью. Связная (монологическая) речь в условиях обучения отрабатывается на специальных занятиях в 3 основных видах: описание, повествование, рассуждения.

В соответствии с программными требованиями дети учатся последовательно описывать различные предметы, животных, людей. Давая опоры (наводящие вопросы, символы-указатели на различные признаки, образцы описания), педагог учит выделению и словесному оформлению существенных признаков. Учит угадывать предметы по их описанию, дополнять описание, отбрасывать несущественные признаки. Повествование чаще строится на рассказе о выполняемых действиях, о происходящих событиях. Рассуждению учат через анализ событий, поступков, их оценку, аргументацию высказанных отношений. Обучение всем видам связной речи базируется на опыте словесного оформления любых фактов из окружающей жизни, на образцах детской литературы, по которой ведется обучение чтению.

Методика обучения связной речи дошкольников отличается от школьной методики большей привязанностью к образцам, увеличению опорных моментов и их вариативности (подсказки, образцы фраз, напоминания о признаках), видоизменение наглядности в пределах 1 учебной ситуации, использование игровых приемов (обыгрывание содержания, имитирование действия). Главный упор в поисках приемов и методов обучения делается на развитие мотивации от игровой к учебной.

Учет множества факторов, влияющих на процесс речевого развития детей, и адекватность прилагаемых усилий – обязательное условие в правильной организации педагогической деятельности. Конечным результатом этой деятельности должна стать передача детей с нарушенным слухом уже ставших говорить и готовых к усвоению языка в максимально полном объеме.

Задание. Заполните схему. Раскрывая сущность видов монологической речи, пользуйтесь справочной лингвистической литературой.

 

 


Задание. Подберите (составьте) тексты каждого вида для отработки со старшими слабослышащими дошкольниками (до 10 предложений). При подготовке речевого материал опирайтесь на иллюстративный материал.

Описание.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Повествование.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рассуждение.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: