Тема: Обучение чтению как виду речевой деятельности детей с нарушением слуха

Обучение чтению начинается на первом году обучения и проходит в два этапа:

1. До 3,5-4 лет не слышащих детей обучают глобальному чтению слов и фраз, написанных печатным шрифтом на табличках. Используются таблички для фронтальной и индивидуальной работы с единым размером букв (3-4 см. в высоту), которые пишутся чёрным цветом. Форма букв берется самая стандартная, чтобы детям при письме было проще их копировать. Например.

Схема речевой деятельности при использовании табличек одна и та же: первоначально слово или фраза предъявляется в устной форме, четко проговаривается педагогом. Дети проговаривают приближенно, произнося звуки в слове, затем в левой руке педагог держит табличку с краю, ниже уровня рта, а пальцем правой руки проводит по стороне снизу, членя слово на слоги, показывая слоги в целом слове при повторном устном проговаривании. Прочитанная табличка снова показывается детям или ставится на наборное полотно, соотносится с картинкой или предметом, а каждый ребенок подбирает из набора своих табличек парную той, что предъявлена педагогом.

2. С момента введения дактилологии дети обучаются аналитическому (побуквенному) чтению. Речевые действия выстраиваются в следующем порядке: педагог проговаривает слово, дети повторяют сопряженно-отраженно, затем предъявляется табличка и устное слово соотноситься с печатным целиком. После чего педагог ставит табличку на наборное полотно и, проводя указкой по слову, дактилирует букву правой рукой. Рука движется слева на право. Дети дактилируют по подражанию, соотнося дактильные знаки с буквами. В конце слово произноситься в устной форме.

Требования к обучению чтению.

1. Чтение и говорение не должны совпадать по темпу, ритму, слитности.

2. В говорении присутствует весь необходимый для изучения конкретной темы речевой материал, требующий специальной отработки (запоминания), наиболее трудный по структуре. Иными словами, материал устной речи должен превышать по объему письменную речь.

3. При переходе на аналитическое чтение материал, предлагаемый детям для прочтения, должен представлять преимущественно фразовую и контекстную речь. На уровне глобального чтения работа идет на словесном материале.

Задание. По содержанию представленной иллюстрации составьте 10 речевых единиц, на материале которых можно осуществлять обучение старших дошкольников с нарушенным слухом чтению.

Задание. Ответьте на вопрос: что такое глобальное и аналитическое чтение?

Глобальное чтение. ______________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

Аналитическое чтение. __________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: