Тема: Отбор сурдопедагогом речевого материала с учетом системного строения языка

Задание. Составьте развёрнутый план данной лекции.

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

Работа по речевому развитию детей с нарушением слуха осуществляется на основе учета системной организации конкретного этнического языка. Исходя из системного строения русского языка, для которого характерно многообразие словесных значений и форм, приходится последовательную отработку вводимых в употребление речевых средств осуществлять в плане ознакомления детей с языковыми единицами разных уровней (от предложения до фонемы) и с разными видами связей между ними (смысловыми и грамматическими). В общем виде требования к обучению языку с учетом его системной организации может быть сформулировано так: ни одно слово, ни одна фраза, даже ни одна фонема не может отрабатываться как отдельный элемент, как независимая единица, а обязательно как компонент языковой системы.

При первичном ознакомлении со словом или фразой (в естественных ситуациях) такого сопоставления может и не быть, но при отработке этих речевых единиц (на занятиях по развитию речи) различные сопоставления и возможны, и необходимы, т.к. детей специально учат отбирать нужные средства для более точных высказываний, необходимых в конкретных видах работ. Чаще всего составляют слова по смысловым (парадигматическим) связям: скатали снежный ком, слепили снежную бабу (ком и баба – отношение части и целого). Все виды смысловых отношений отрабатываются постепенно и ненавязчиво. По мере того как те или иные тексты рассказов, составленные описания предметов или событий предоставляют такой речевой материал, который может быть преднамеренно сближен для уточнения значения каждого из слов. В работе со старшими дошкольниками проводятся дидактические игры и упражнения, когда дети придумывают нужное слово, сопоставляя его с другим по смыслу.

Парадигматические отношения языковой системы реализуются и на уровне целых предложений. Поэтому в сопоставление попадают различные типы предложений: «Вова заболел. Вова, ты заболел? Вова не болей!». Смысловые отношения между разными видами предложений детьми усваиваются при развитии связной речи. Обогащение парадигматических связей между языковыми единицами разных уровней – показатель качественных изменений в речевом оформлении при планомерном количественном увеличении объема усвоенной речи. Основная работа над парадигматическими связями языковой системы приходится на школьный период обучения. Но первично языковые наблюдения за этими связями и отношениями проводятся на занятиях с дошкольниками. Поскольку эти связи присущи языку как системе, выражают его сущность, то усваиваться должны с начала коррекционного обучения.

Другие виды языковых связей, которые проявляются в языковой системе – это линейные синтагматические связи, реализующиеся в речевом потоке (во фразе или синтагме). Параллельно в конкретных условиях при выполнении определенных действий ребенку сообщаются другие фразы.

Задание. Ответьте на вопрос. В чём суть требования, согласно которому развитие речи дошкольников с нарушенным слухом надо осуществлять с учётом системного строения языка?

________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание. Отразите системные отношения в языке на схеме (схему составьте по собственному усмотрению).

 
 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: