Собственное письмо дошкольников с нарушенным слухом используется в целях фиксации слова в графическом коде. Кроме того, письменное воспроизведение структуры слова подготавливает его анализ. Первоначально дети видят слова на таблицах, знакомые короткие слова они могут срисовывать. В число этих слов входят название любых животных, игрушек, мама, папа, имя. Желание писать при интенсивном использовании табличек у детей возникает рано - до 3 лет. Педагог не заставляет детей писать буквы, слоги, слова, но если они начинают писать свои каракули, то помогает им лучше увидеть образец (печатное слово, отдельные буквы в нем), при этом он старается закрепить и те пассивные движения, которые требуются для воспроизведения крупных букв. Это делается путем направления руки ребенка рукой взрослого. От ребенка не требуют точного соблюдения строки, размера букв, но ему дается направление письма на листе бумаги, т.е. желательно чтобы слово писалось слева направо. Некоторые дети пишут наоборот (с конца слова), даже снизу вверх (затем лист разворачивают на 90). Никакого обучения каллиграфии на данном этапе быть не должно. Но последовательность срисовывания букв любого слова необходима, т.к. это связано с правильным устным проговариванием, с дактилированием. У многих детей изначально формируется зеркальное воспроизведение письменного слова. Это важно преодолевать частым показом направления зрительного восприятия с табличек. Проводится черта пальцем от начала слова к концу. И даже постепенное отгибание части таблички со слогами или буквами. Отдельные слова срисовываются или воспроизводятся детьми достаточно точно, а некоторые заменяются своеобразным письмом: ломаными линиями, рисунком заборчика…
|
|
Педагогу не следует запрещать маленьким детям писать каракулями или пытаться переводить их на правильное письмо. Наоборот, все это создает условия для постепенного перехода к общепринятому шрифту. По мере овладения аналитическим чтением и дактилированием навыки письма заметно улучшаются. До конца дошкольного периода дети пишут только печатными буквами, постепенно подравнивают размеры букв друг к другу. Точное соблюдение письма по линиям не обязательно. Переписывание одних и тех же фраз или слов в целях улучшения графической стороны не желательно. Требования к написанию слова примерно такие же, как к любому рисунку: похоже – непохоже, красиво – некрасиво, чисто – грязно. Иными словами письмо выступает как вид речевой деятельности, когда становится цель передать небольшую информацию.
Задание. Ответьте на вопросы и выполните задания.
|
|
Во сколько лет у детей с нарушением слуха может возникать интерес к письму при условии регулярного использования табличек?_________________
Предложите 6 слов, которые могут быть предложены для письма младшим дошкольникам с нарушенным слухом. Обоснуйте свой выбор. _____
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какой приём может использовать педагог при обучении дошкольников с нарушением слуха письму? Почему этот приём можно считать эффективным?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Требуется ли от дошкольника с нарушенным слухом точного соблюдения строки, размера букв? Если да, то с какого возраста? _____________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предусмотрено ли обучение дошкольников с нарушенным слухом каллиграфии? Если да, то с какого возраста? __________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие приёмы могут быть использованы для преодоления или предупреждения зеркального воспроизведения письменного слова дошкольниками с нарушенным слухом? ________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В чём заключается значение обучения письменной речи дошкольников с нарушенным слухом? _________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________