Определите, о каком виде мышления идет речь. Чем в основном оперирует субъект при этом?

III. Наиболее распространенное деление стилей мышления: деление на «теоретиков» (или, в близкой типологии В. Оствальда, «классиков») и «эмпириков» («романтиков»). Ниже приведены характеристики тех и других. Определите, где речь идет о «теоретиках», а где об «эмпириках».

1. Их отличают большая наблюдательность, любознательность, виртуозное использование сравнительного анализа.

2. Они считают, что открытия определяются яркими вспышками воображения.

3. С их точки зрения, то, что не наблюдаемо в опыте, нельзя использовать в научном рассуждении.

4. Ценность их в том, что сделанные ими открытия служат исходной информацией для научного прорыва, реализуемого другими.

5. Их сильная сторона – аналитичность, рациональность мышления, невысокая эмоциональность.

6. Они признают наукой только установление связей между непосредственно измеряемыми величинами.

7. Они устремляются в прорыв, обозначенный усилиями других, и делают результат доказательным и убе­дительным для других.

8. Когда в материале есть «белое пятно», они восполняют недостающие детали гипотезой, опирающейся на интуицию.

9. Слабость их – в излишней, часто необоснованной доверчивости к найденным закономерностям.

10. Они менее наблюдательны, чем другие, но и не столь доверчивы.

IV. Прокомментируйте приведенные определения мышления и выберите, на ваш взгляд, наиболее правильные.

1. Мышление – это процесс, всегда опирающийся на данные чувственного опыта.

2. Мышление – это простая цепь ассоциаций, протекающих в сознании.

3. Мышление – это опосредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятель­ности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

4. Мышление – это процесс переработки созерцания и представлений в понятия.

5. Мышление – это процесс переработки информации.

6. Мысль – это биотоки мозга.

V. В книге Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» есть такой диалог:

Алиса спрашивает Чеширского кота:

– А откуда вы знаете, что вы не в своем уме?

– Начнем с того, что пес в своем уме. Согласна?

– Допустим, – согласилась Алиса.

– Дальше, – сказал кот. – Пес ворчит, когда сердится, а когда доволен, виляет хвостом. Ну, а я ворчу, когда я доволен, и виляю хвостом, когда сержусь. Следовательно, я не в своем уме.

Правильно ли это умозаключение? Найдите, в чем тут «фокус». Приведите другие приме­ры ложных аналогий.

VI. Из указанных в скобках слов выберите то, которое находится к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце.

Образец: восприятие – чувственный образ. Понятие – (обобщенное отражение, информация, психи­ка, мысль).

Образец: ощущение – живое созерцание.

Понятие – (вторичное, идеальное, опосредованное отражение, условный рефлекс).

3. Образец: представление – активное отражение.

Мышление – (абстрактный образ, рефлекс, опережающее отражение).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: