И развитию содержания Программы

В связи с принятием ФГОС ДО в издательстве «МОЗАИКА-СИН-

ТЕЗ» при участии авторов Программы и разработчиков ФГОС ДО со-

здана проектно-исследовательская группа по подготовке полного УМК

к программе «От рождения до школы» и внедрению ФГОС ДО на ее

примере.

Все субъекты Российской Федерации могут принять активное учас-

тие в процессе введения ФГОС ДО на базе программы «От рождения до

школы». Для этого следует заключить соглашение о сотрудничестве и

создать региональную рабочую группу по внедрению ФГОС ДО на базе

программы «От рождения до школы».

Задачи проектно-

исследовательской группы

Методическое и организационное

Обеспечение введения ФГОС ДО

1. Информационное, научно-методическое, экспертное сопровожде-

ние процесса введения ФГОС ДО на примере программы «От рождения

до школы».

2. Разработка в соответствии с ФГОС ДО полного УМК на базе при-

мерной программы дошкольного образования «От рождения до школы».

3. Определение «Пилотных площадок» в субъектах РФ для внедре-

ния ФГОС ДО на примере программы «От рождения до школы».

4. Создание рабочих региональных групп по внедрению ФГОС ДО на

примере программы «От рождения до школы».

5. Разработка методических рекомендаций по написанию на основе

ФГОС ДО Основной общеобразовательной программы дошкольного об-

разования на примере программы «От рождения до школы».

6. Организация мониторинга условий реализации ФГОС ДО на при-

мере программы «От рождения до школы».

7. Организация мониторинга финансового обеспечения реализации

прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольно-

го образования в условиях введения ФГОС ДО на примере программы

«От рождения до школы».

8. Разработка методических рекомендаций для учредителей образова-

тельных организаций, реализующих ООП на основе программы «От рож-

дения до школы», о перечне необходимого оборудования для организации

предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС.

Кадровое обеспечение

Введения ФГОС ДО

1. Разработка программ повышения квалификации и обеспечение по-

этапного повышения квалификации для руководящих и педагогических

16 17

работников дошкольных организаций, работающих по программе «От

рождения до школы».

2. Разработка методических рекомендаций по проведению аттестации

педагогических работников дошкольных организаций, работающих по

программе «От рождения до школы».

3. Организация работы стажировочных площадок для подготовки

тьюторов по сопровождению реализации ФГОС ДО на базе примерной

программы «От рождения до школы».

4. Методическое обеспечение ресурсных центров и стажировочных пло-

щадок по внедрению ФГОС ДО на базе программы «От рождения до школы».

5. Разработка системы мер для обеспечения психолого-педагогичес-

кой поддержки семьи и повышения компетентности родителей в воп-

росах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, в

том числе: разработка книг и пособий для родителей и для организации

дошкольного образования в домашних условиях; разработка методичес-

ких рекомендаций педагогическим работникам по эффективному вза-

имодействию с семьями воспитанников; организация образовательных

курсов и консультаций для родителей.

Информационное обеспечение

Введения ФГОС ДО

1. Организация общественных обсуждений по реализации ФГОС ДО

в субъектах Российской Федерации.

2. Публикации в СМИ о ходе реализации ФГОС ДО.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Целевые

Ориентиры

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития

ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредствен-

ность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошколь-

ного возраста достижения конкретных образовательных результатов и

обусловливает необходимость определения результатов освоения образо-

вательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в

ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возраст-

ные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для

педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной

деятельности взрослых.

Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, являются общими

для всего образовательного пространства Российской Федерации, одна-

ко каждая из примерных программ имеет свои отличительные особен-

ности, свои приоритеты, целевые ориентиры, которые не противоречат

ФГОС ДО, но могут углублять и дополнять его требования.

Таким образом, целевые ориентиры программы «От рождения до

школы» базируются на ФГОС ДО и целях и задачах, обозначенных в

пояснительной записке к программе «От рождения до школы», и в той

части, которая совпадает со Стандартами, даются по тексту ФГОС.

В программе «От рождения до школы», так же как и в Стандарте, целе-

вые ориентиры даются для детей раннего возраста (на этапе перехода

к дошкольному возрасту) и для старшего дошкольного возраста (на

этапе завершения дошкольного образования).

Целевые ориентиры образования

в младенческом и раннем возрасте

• Ребенок интересуется окружающими предметами и активно дейс-

твует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими

предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результа-

та своих действий.

• Использует специфические, культурно фиксированные предметные

действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, каран-

даша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками

самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и

игровом поведении; проявляет навыки опрятности.

• Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.

• Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или

по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания»,

«спокойной ночи» (в семье, в группе)); имеет первичные представления

об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и

старается соблюдать их.

• Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться

с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окру-

жающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством

общения с другими детьми.

18 19

• Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в дви-

жениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит

действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную

взрослым, принимает игровую задачу.

• Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и

подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Прояв-

ляет интерес к совместным играм небольшими группами.

• Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом

участвует в сезонных наблюдениях.

• Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию

картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается

на различные произведения культуры и искусства.

• С пониманием следит за действиями героев кукольного театра;

проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-роле-

вых играх.

• F2яПроявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка,

конструирование, аппликация).

• У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать раз-

личные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом

участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными дви-

жениями.

Целевые ориентиры на этапе

завершения дошкольного образования

• Ребенок овладевает основными культурными средствами, способа-

ми деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных

видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской

деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род заня-

тий, участников по совместной деятельности.

• Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к

разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством

собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и

взрослыми, участвует в совместных играх.

• Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,

сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно прояв-

ляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать

конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным воп-

росам.

• Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполни-

тельские функции в совместной деятельности.

• Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального

происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других ве-

рований, их физических и психических особенностей.

• Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность

прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

• Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым

другими.

• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в

разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными фор-

мами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет

подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распозна-

вать различные ситуации и адекватно их оценивать.

• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать

свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей,

чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации обще-

ния, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки гра-

мотности.

• У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынос-

лив, владеет основными движениями, может контролировать свои движе-

ния и управлять ими.

• Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным

нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоот-

ношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безо-

пасного поведения и навыки личной гигиены.

• Проявляет ответственность за начатое дело.

• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и

сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытает-

ся самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и пос-

тупкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает на-

чальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором

он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает эле-

ментарными представлениями из области живой природы, естествозна-

ния, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных ре-

шений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятель-

ности.

• Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самосто-

ятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в

школе.

• Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об

окружающей среде.

20 21

• Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произве-

дения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, теат-

ральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).

• Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою стра-

ну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообра-

зии, многонациональности, важнейших исторических событиях.

• Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных се-

мейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, про-

являет уважение к своему и противоположному полу.

• Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные

ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо»,

стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о

младших.

• Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспри-

нимает здоровый образ жизни как ценность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: