(ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ГОДА)
ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ
Первый год жизни ребенка в плане развития самоценен как сам по
себе, так и с позиций отдаленной перспективы. Но педагогические воз-
действия достигнут цели лишь в случае педагогически грамотного руко-
водства взрослого, знания им особенностей развития детей.
Этот период жизни ребенка, как никогда в последующем, отлича-
ется быстрым темпом физического, психического и даже социального
развития.
На первом году жизни происходит становление эмоционального об-
щения ребенка и взрослого, которое трансформируется в ситуативно-де-
ловое общение. Для детей характерно чувственное познание ближайшего
окружения, наглядно-действенное мышление, высокая двигательная ак-
тивность и малая подвижность нервной системы, несформированность
тормозных процессов, высокая степень отвлекаемости.
Средний вес (масса тела) при рождении 3200–3400 г. К 5–6 месяцам
он удваивается, а к году утраивается. Средний рост ребенка при рожде-
|
|
нии 50–52 см, к году малыш подрастает на 20–25 см.
Полноценный сон, активное бодрствование не даны ребенку от рожде-
ния. Лишь постепенно в течение первых месяцев (и даже года) он «научает-
ся» глубоко и спокойно спать, активно бодрствовать.
В продолжение дня сон ребенка несколько раз чередуется с перио-
дами активного бодрствования, длительность которого постепенно, но
достаточно быстро увеличивается в течение года: с 1 часа до 3,5–4 часов.
Это свидетельствует о развитии процессов высшей нервной деятельности
и одновременно о необходимости охраны нервной системы малыша от
переутомления.
Умение активно бодрствовать — основа для развития движений, вос-
приятия речи и общения с окружающими.
Новорожденный не может даже подтянуться к источнику пита-
ния — материнской груди. А уже в 7–8 месяцев малыш активно ползает,
может самостоятельно сесть и сохранять эту позу, занимаясь игрушкой.
К году он самостоятельно ходит.
Взаимосвязь и взаимозависимость разных сторон развития ребенка
в первый год жизни особенно ярко проявляются при освоении основных
движений.
В первые месяцы жизни у ребенка интенсивно развиваются зрение
и слух. Под их контролем и при их участии начинают действовать руки: ма-
лыш хватает и удерживает видимый предмет (4–5 месяцев). И наконец, вид
яркой игрушки или голос близкого человека побуждает ребенка ползать,
опираясь на руки, и потом ходить, держась за опору (второе полугодие).
Слуховые и зрительные восприятия в течение первого года значи-
тельно совершенствуются. В первые месяцы жизни малыш начинает со-
|
|
средоточивать взгляд на лице взрослого или игрушке, следить за их дви-
жением, прислушиваться к голосу или звучащему предмету, тянуть руки
и захватывать предметы, подвешенные над кроваткой. После 4,5–5 меся-
цев дети способны различать основные цвета и формы. Они эмоциональ-
но отзывчивы на интонацию и музыку разного характера.
Простые действия с игрушкой (удерживает, размахивает) превращаются
после 9–10 месяцев в несложные предметно-игровые. Кубики малыш кладет
в коробку, мяч бросает, куклу баюкает. Появляются любимые игрушки.
В первые месяцы жизни ребенок произносит короткие отрывистые
звуки («гы, кхы»), в 4–5 месяцев он певуче гулит («а-а-а»), что очень важно
для развития речевого дыхания. Потом по подражанию взрослому начина-
ет лепетать, то есть произносить слоги, из которых позже образуются слова.
На примере первых предречевых реакций можно также проследить
взаимосвязь разных сторон развития. Голосовые реакции, лежащие в ос-
нове развития речи, возникают исключительно на фоне положительного
эмоционального состояния, сопровождаемого оживленными движения-
ми рук и ног, то есть проявляются в форме «комплекса оживления».
К концу года можно уже говорить о речевом развитии, поскольку фор-
мируются основы понимания (до 30–50 слов), ребенок начинает пользовать-
ся несколькими простыми словами (6–10 слов). Речевое обращение взросло-
го к ребенку может успокоить его, побудить выполнить несложное действие.
Социализация детей идет по разным направлениям. Малыши с первых
месяцев жизни начинают выделять мать среди других объектов. Во втором
полугодии ярко проявляют разное отношение к взрослым: близким радуют-
ся, чужих настороженно рассматривают. Идет формирование инициативных
обращений к близким взрослым (звуками, улыбкой, движениями). Двух-,
трехмесячные дети, лежа рядом в манеже, радуются друг другу, с интересом
рассматривают соседа. В более старшем возрасте, находясь рядом, обращают
внимание на действия товарища, эмоционально откликаются на его смех.
Ребенок, находясь на руках у взрослого, начинает ориентировать-
ся в пространстве (поворачивает голову к яркой картине, окну, двери).
Самостоятельно передвигаясь (ползание, ходьба), стремится двигаться
навстречу окликающему его взрослому, к заинтересовавшему предмету.
Появляются простейшие элементы самообслуживания: в 5–6 месяцев
ребенок удерживает бутылочку, к концу года держит чашку, стягивает
шапку, носки, подает по просьбе взрослого предметы одежды.
Основные умения к концу первого года жизни: ребенок осваивает
ходьбу в ближайшем пространстве, начинает использовать по назначению
отдельные предметы и игрушки. Выполняет простые просьбы и понимает
объяснения, может использовать простые слова (до 8–10). Испытывает
потребность в эмоциональном и в объектно направленном общении со
взрослым. Знает свое имя, откликается на зов.
ОРГАНИЗАЦИЯ
ЖИЗНИ ДЕТЕЙ
Первый год жизни детей делится на четыре качественно отличаю-
щихся друг от друга возрастных периода: от рождения до 2,5–3 месяцев;
от 2,5–3 до 5–6 месяцев; от 5–6 до 9–10 месяцев; от 9–10 до 12 месяцев.
Для каждого возрастного периода рекомендован режим, учитываю-
щий физиологические потребности и физические возможности детей.
Примерный
Режим дня
Режим устанавливается на сутки и согласовывается с режимом ре-
бенка в домашних условиях. Он должен четко соблюдаться родителями и
в будни, и в выходные дни.
Эмоционально положительное состояние ребенка в течение дня,
успешность восприятия им окружающей действительности зависят от
полно ценного и своевременного кормления, качественного и достаточно-
го по времени сна, педагогически грамотно организованного бодрствова-
|
|
ния. Не об хо димо соблюдать определенную последовательность их чере-
34 35
дования: сон, кормление, бодрствование (c 9–10 месяцев такая последо-
вательность сохраняется частично).