Детей раннего возраста

(ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ГОДА)

ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ

ОСОБЕННОСТИ

Первый год жизни ребенка в плане развития самоценен как сам по

себе, так и с позиций отдаленной перспективы. Но педагогические воз-

действия достигнут цели лишь в случае педагогически грамотного руко-

водства взрослого, знания им особенностей развития детей.

Этот период жизни ребенка, как никогда в последующем, отлича-

ется быстрым темпом физического, психического и даже социального

развития.

На первом году жизни происходит становление эмоционального об-

щения ребенка и взрослого, которое трансформируется в ситуативно-де-

ловое общение. Для детей характерно чувственное познание ближайшего

окружения, наглядно-действенное мышление, высокая двигательная ак-

тивность и малая подвижность нервной системы, несформированность

тормозных процессов, высокая степень отвлекаемости.

Средний вес (масса тела) при рождении 3200–3400 г. К 5–6 месяцам

он удваивается, а к году утраивается. Средний рост ребенка при рожде-

нии 50–52 см, к году малыш подрастает на 20–25 см.

Полноценный сон, активное бодрствование не даны ребенку от рожде-

ния. Лишь постепенно в течение первых месяцев (и даже года) он «научает-

ся» глубоко и спокойно спать, активно бодрствовать.

В продолжение дня сон ребенка несколько раз чередуется с перио-

дами активного бодрствования, длительность которого постепенно, но

достаточно быстро увеличивается в течение года: с 1 часа до 3,5–4 часов.

Это свидетельствует о развитии процессов высшей нервной деятельности

и одновременно о необходимости охраны нервной системы малыша от

переутомления.

Умение активно бодрствовать — основа для развития движений, вос-

приятия речи и общения с окружающими.

Новорожденный не может даже подтянуться к источнику пита-

ния — материнской груди. А уже в 7–8 месяцев малыш активно ползает,

может самостоятельно сесть и сохранять эту позу, занимаясь игрушкой.

К году он самостоятельно ходит.

Взаимосвязь и взаимозависимость разных сторон развития ребенка

в первый год жизни особенно ярко проявляются при освоении основных

движений.

В первые месяцы жизни у ребенка интенсивно развиваются зрение

и слух. Под их контролем и при их участии начинают действовать руки: ма-

лыш хватает и удерживает видимый предмет (4–5 месяцев). И наконец, вид

яркой игрушки или голос близкого человека побуждает ребенка ползать,

опираясь на руки, и потом ходить, держась за опору (второе полугодие).

Слуховые и зрительные восприятия в течение первого года значи-

тельно совершенствуются. В первые месяцы жизни малыш начинает со-

средоточивать взгляд на лице взрослого или игрушке, следить за их дви-

жением, прислушиваться к голосу или звучащему предмету, тянуть руки

и захватывать предметы, подвешенные над кроваткой. После 4,5–5 меся-

цев дети способны различать основные цвета и формы. Они эмоциональ-

но отзывчивы на интонацию и музыку разного характера.

Простые действия с игрушкой (удерживает, размахивает) превращаются

после 9–10 месяцев в несложные предметно-игровые. Кубики малыш кладет

в коробку, мяч бросает, куклу баюкает. Появляются любимые игрушки.

В первые месяцы жизни ребенок произносит короткие отрывистые

звуки («гы, кхы»), в 4–5 месяцев он певуче гулит («а-а-а»), что очень важно

для развития речевого дыхания. Потом по подражанию взрослому начина-

ет лепетать, то есть произносить слоги, из которых позже образуются слова.

На примере первых предречевых реакций можно также проследить

взаимосвязь разных сторон развития. Голосовые реакции, лежащие в ос-

нове развития речи, возникают исключительно на фоне положительного

эмоционального состояния, сопровождаемого оживленными движения-

ми рук и ног, то есть проявляются в форме «комплекса оживления».

К концу года можно уже говорить о речевом развитии, поскольку фор-

мируются основы понимания (до 30–50 слов), ребенок начинает пользовать-

ся несколькими простыми словами (6–10 слов). Речевое обращение взросло-

го к ребенку может успокоить его, побудить выполнить несложное действие.

Социализация детей идет по разным направлениям. Малыши с первых

месяцев жизни начинают выделять мать среди других объектов. Во втором

полугодии ярко проявляют разное отношение к взрослым: близким радуют-

ся, чужих настороженно рассматривают. Идет формирование инициативных

обращений к близким взрослым (звуками, улыбкой, движениями). Двух-,

трехмесячные дети, лежа рядом в манеже, радуются друг другу, с интересом

рассматривают соседа. В более старшем возрасте, находясь рядом, обращают

внимание на действия товарища, эмоционально откликаются на его смех.

Ребенок, находясь на руках у взрослого, начинает ориентировать-

ся в пространстве (поворачивает голову к яркой картине, окну, двери).

Самостоятельно передвигаясь (ползание, ходьба), стремится двигаться

навстречу окликающему его взрослому, к заинтересовавшему предмету.

Появляются простейшие элементы самообслуживания: в 5–6 месяцев

ребенок удерживает бутылочку, к концу года держит чашку, стягивает

шапку, носки, подает по просьбе взрослого предметы одежды.

Основные умения к концу первого года жизни: ребенок осваивает

ходьбу в ближайшем пространстве, начинает использовать по назначению

отдельные предметы и игрушки. Выполняет простые просьбы и понимает

объяснения, может использовать простые слова (до 8–10). Испытывает

потребность в эмоциональном и в объектно направленном общении со

взрослым. Знает свое имя, откликается на зов.

ОРГАНИЗАЦИЯ

ЖИЗНИ ДЕТЕЙ

Первый год жизни детей делится на четыре качественно отличаю-

щихся друг от друга возрастных периода: от рождения до 2,5–3 месяцев;

от 2,5–3 до 5–6 месяцев; от 5–6 до 9–10 месяцев; от 9–10 до 12 месяцев.

Для каждого возрастного периода рекомендован режим, учитываю-

щий физиологические потребности и физические возможности детей.

Примерный

Режим дня

Режим устанавливается на сутки и согласовывается с режимом ре-

бенка в домашних условиях. Он должен четко соблюдаться родителями и

в будни, и в выходные дни.

Эмоционально положительное состояние ребенка в течение дня,

успешность восприятия им окружающей действительности зависят от

полно ценного и своевременного кормления, качественного и достаточно-

го по времени сна, педагогически грамотно организованного бодрствова-

ния. Не об хо димо соблюдать определенную последовательность их чере-

34 35

дования: сон, кормление, бодрствование (c 9–10 месяцев такая последо-

вательность сохраняется частично).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: