Образовательной программы

ООП ДО в соответствии с требованиями ФГОС ДО должна вклю-

чать три основных раздела (целевой, содержательный, организацион-

ный) и дополнительный раздел.

Каждый из основных разделов должен включать обязательную часть

(это программа «От рождения до школы») и часть, формируемую участ-

никами образовательных отношений, в которой отражаются специфика

Организации и приоритетные направления работы.

Кроме того, ООП ДО может быть снабжена введением, в котором

представлены основные понятия, условные обозначения, сокращения и пр.

Итак, в соответствии с ФГОС ДО структура ООП ДО должна вклю-

чать следующие структурные элементы.

1. Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка.

1.2. Планируемые результаты освоения ООП ДО.

2. Организационный раздел.

3. Содержательный раздел.

3.1. Содержание образования по пяти образовательным областям.

3.2. Формы, способы, методы и средства реализации ООП ДО.

3.3. Содержание образовательной деятельности по профессиональ-

ной коррекции нарушений развития детей.

4. Краткая презентация ООП ДО (дополнительный раздел).

Каждый из трех основных разделов ООП ДО включает обязательную

часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений,

которые дополняют друг друга и прописываются как целостный доку-

мент, представляющий образовательную деятельность дошкольной обра-

зовательной организации.

Особенности написания

Разделов программы

Целевой

раздел

Пояснительная записка. В пояснительной записке раскрываются:

• цели и задачи реализации ООП ДО;

• принципы и подходы к формированию ООП ДО;

• значимые для разработки и реализации ООП ДО характеристики.

Подраздел «Цели и задачи» в обязательной части ООП ДО соответс-

твует целям и задачам примерной программы, которые дополняются и

конкретизируются целями и задачами, связанными с видовым своеобра-

зием дошкольной образовательной организации, наличием приоритет-

ных направлений деятельности (статус ДОУ, участие в проектах и пр.),

спецификой национальных, этнокультурных, демографических, клима-

тических и иных условий, в которых осуществляется образовательная

деятельность.

Подраздел «Принципы и подходы к формированию ООП ДО» содер-

жит указание на используемые примерную и парциальные образователь-

ные программы и принципы, по которым формируется ООП.

26 27

В подразделе «Значимые для разработки и реализации ООП ДО

характеристики» представлены возрастные особенности развития детей

раннего и дошкольного возраста, краткая информация об Организации

и возрастных группах ДОО, особенности детей, которые воспитываются

в данной организации, а также информация о дополнительных образова-

тельных услугах, если таковые имеются.

Планируемые результаты освоения ООП ДО. Эта часть ООП ДО

составляется на основе соответствующего раздела примерной про-

граммы, в данном случае программы «От рождения до школы» (обяза-

тельная часть) и дополняется и конкретизируется описанием планиру-

емых резутатов в части, формируемой участниками образовательных

отношений (это результаты работы по приоритетным направлениям,

результаты, учитывающие особенности развития детей с ОВЗ и детей-

инвалидов и др.).

Организационный

раздел

Организационный раздел готовится коллективом дошкольной обра-

зовательной организации с опорой на материалы Примерной программы,

нормативно-правовые документы, методические письма и рекомендации.

Организационный раздел дает представление о том, в каких условиях

реализуется ООП ДО. В этом разделе должны быть представлены:

• распорядок и/или режим дня;

• традиционные для данной дошкольной образовательной организа-

ции события, праздники, мероприятия;

• особенности организации предметно-пространственной развиваю-

щей образовательной среды;

• требования к материально-техническим условиям реализации ООП

(в том числе обеспеченность методическими материалами и средствами

обучения и воспитания).

При написании данного раздела ООП ДО может быть взят за основу

аналогичный раздел Примерной программы «От рождения до школы» и

при необходимости дополнен или скорректирован в соответствии с при-

оритетами ООП ДО при формировании госзадания (муниципального

задания) Организации. При этом следует обосновать необходимые изме-

нения в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами ООП ДО:

описать дополнительные средства обучения и методические материалы,

позволяющие обосновать их необходимость в образовательном процессе;

в кадровом обеспечении обосновать необходимость введения дополни-

тельных штатных единиц и т. д.

Содержательный

раздел

Формы, способы, методы и средства реализации ООП ДО. Эта часть

ООП ДО соответствует разделу «Психолого-педагогические условия реа-

лизации программы» Примерной программы «От рождения до школы» и

дополняется, при необходимости, вариативной частью.

В соответствии с ФГОС, в этой части должны быть представлены:

• особенности образовательной деятельности разных видов и куль-

турных практик;

• способы и направления поддержки детской инициативы;

• особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями

воспитанников;

• иные характеристики содержания Программы, наиболее существен-

ные с точки зрения авторов.

Содержание психолого-педагогической работы. Содержание пси-

холого-педагогической работы должно быть изложено по пяти образова-

тельным областям:

• социально-коммуникативное развитие;

• познавательное развитие;

• речевое развитие;

• художественно-эстетическое развитие;

• физическое развитие.

Данный раздел ООП ДО выстраивается на основе Примерной про-

граммы «От рождения до школы» (обязательная часть) и дополняется

материалами, направленными на реализацию части, формируемой участ-

никами образовательных отношений.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, долж-

ны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно

парциальные программы, направленные на развитие детей в одной или не-

скольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных

практиках, а также методики и формы организации образовательной работы.

В соответствии с ФГОС, данная часть ООП ДО должна учитывать

образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей

и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:

• специфику национальных, социокультурных и иных условий, в ко-

торых осуществляется образовательная деятельность;

• выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации

работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям

и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;

• сложившиеся традиции Организации или Группы.

Благодаря тому, что в Примерной программе «От рождения до школы»

вся содержательная часть изложена по тематическим блокам, дошкольная

организация может легко ввести свою вариативную часть, заменив один

или несколько тематических блоков на свои парциальные программы.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование. В данном

разделе должно быть представлено содержание образовательной деятель-

ности по профессиональной коррекции нарушений развития детей. Этот

раздел базируется на соответствующем разделе Примерной программы

«От рождения до школы» и включается в ООП ДО в том случае, если пла-

нируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья

(ОВЗ).

Краткая презентация

(дополнительный раздел)

Краткая презентации ООП ДО является дополнительным разделом

ООП. Краткая презентация должна быть ориентирована на родителей

детей и доступна для ознакомления (размещена на сайте ДОО).

В соответствии с ФГОС, в краткой презентации ООП ДО должны

быть указаны:

• возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована

ООП ДО, в том числе категории детей с ОВЗ, если ООП ДО предусмат-

ривает особенности ее реализации для этой категории детей;

• используемые примерные программы;

• характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семь-

ями детей.

Ранний

возраст

(от рождения до 2 лет)

ПЕРВАЯ ГРУППА

ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

(ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ГОДА)

ВТОРАЯ ГРУППА

ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

(1–2 ГОДА)

ПЕРВАЯ ГРУППА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: