Привлекать к участию в сборе семян растений.
Зима. Учить детей замечать изменения в природе, сравнивать осен-
Ний и зимний пейзажи.
Наблюдать за поведением птиц на улице и в уголке природы.
Рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу. Оказывать помощь
Зимующим птицам, называть их.
160 161
Расширять представления детей о том, что в мороз вода превращается
В лед, сосульки; лед и снег в теплом помещении тают.
Привлекать к участию в зимних забавах: катание с горки на санках,
Ходьба на лыжах, лепка поделок из снега.
Весна. Учить детей узнавать и называть время года; выделять призна-
Ки весны: солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась
Травка, распустились подснежники, появились насекомые.
Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные
Растения.
Формировать представления о работах, проводимых в весенний пе-
Риод в саду и в огороде. Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.
|
|
Привлекать детей к работам в огороде и цветниках.
Лето. Расширять представления детей о летних изменениях в при-
Роде: голубое чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты,
Загорают, купаются.
В процессе различных видов деятельности расширять представления
Детей о свойствах песка, воды, камней и глины.
Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, ово-
Щи, ягоды и грибы; у животных подрастают детеныши.
Старшая группа
(от 5 до 6 лет)
Расширять и уточнять представления детей о природе. Учить наблю-
Дать, развивать любознательность.
Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: де-
Ревьях, кустарниках и травянистых растениях. Познакомить с понятиями
«лес», «луг» и «сад».
Продолжать знакомить с комнатными растениями.
Учить ухаживать за растениями. Рассказать о способах вегетативного
Размножения растений.
Расширять представления о домашних животных, их повадках, зави-
Симости от человека.
Учить детей ухаживать за обитателями уголка природы.
Расширять представления детей о диких животных: где живут, как до-
Бывают пищу и готовятся к зимней спячке (еж зарывается в осенние листья,
Медведи зимуют в берлоге). Познакомить с птицами (ласточка, скворец и др.).
Познакомить детей с представителями классов пресмыкающихся
(ящерица, черепаха и др.) и насекомых (пчела, комар, муха и др.).
Формировать представления о чередовании времен года, частей суток
|
|
И их некоторых характеристиках.
Знакомить детей с многообразием родной природы; с растениями и
Животными различных климатических зон.
Показать, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину,
Камни.
Использовать в процессе ознакомления с природой произведения
Художественной литературы, музыки, народные приметы.
Формировать представления о том, что человек — часть природы и
Что он должен беречь, охранять и защищать ее.
Учить укреплять свое здоровье в процессе общения с природой.
Учить устанавливать причинно-следственные связи между природ-
Ными явлениями (сезон — растительность — труд людей).
Показать взаимодействие живой и неживой природы.
Рассказывать о значении солнца и воздуха в жизни человека, живот-
Ных и растений.
Сезонные наблюдения
Осень. Закреплять представления о том, как похолодание и сокращение
Продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека.
Знакомить детей с тем, как некоторые животные готовятся к зиме
(лягушки, ящерицы, черепахи, ежи, медведи впадают в спячку, зайцы
Линяют, некоторые птицы (гуси, утки, журавли) улетают в теплые края).
Зима. Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней