Деятельности людей в городе, на селе. Познакомить с таким природным
Явлением, как туман.
Весна. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях
В природе: тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы
Быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени. Наблюдать гнез-
Дование птиц (ворон и др.).
Лето. Расширять и обогащать представления о влиянии тепла, солнеч-
Ного света на жизнь людей, животных и растений (природа «расцветает»,
Много ягод, фруктов, овощей; много корма для зверей, птиц и их детенышей).
Дать представления о съедобных и несъедобных грибах (съедоб-
Ные — маслята, опята, лисички и т. п.; несъедобные — мухомор, ложный
Опенок).
Подготовительная к школе группа
(от 6 до 7 лет)
Расширять и уточнять представления детей о деревьях, кустарниках,
Травянистых растениях; растениях луга, сада, леса.
162 163
Конкретизировать представления детей об условиях жизни комнат-
|
|
Ных растений. Знакомить со способами их вегетативного размножения
(черенками, листьями, усами). Учить устанавливать связи между состоя-
Нием растения и условиями окружающей среды. Знакомить с лекарствен-
Ными растениями (подорожник, крапива и др.).
Расширять и систематизировать знания о домашних, зимующих и
Перелетных птицах; домашних животных и обитателях уголка природы.
Продолжать знакомить детей с дикими животными. Расширять пред-
Ставления об особенностях приспособления животных к окружающей
Среде.
Расширять знания детей о млекопитающих, земноводных и пре-
Смыкающихся. Знакомить с некоторыми формами защиты земновод-
Ных и пресмыкающихся от врагов (например, уж отпугивает врагов
Шипением и т. п.).
Расширять представления о насекомых. Знакомить с особенностями
Их жизни (муравьи, пчелы, осы живут большими семьями, муравьи — в
Муравейниках, пчелы — в дуплах, ульях).
Учить различать по внешнему виду и правильно называть бабочек
(капустница, крапивница, павлиний глаз и др.) и жуков (божья коровка,
Жужелица и др.). Учить сравнивать насекомых по способу передвижения
(летают, прыгают, ползают).
Развивать интерес к родному краю. Воспитывать уважение к труду
Сельских жителей (земледельцев, механизаторов, лесничих и др.).
Учить обобщать и систематизировать представления о временах года.
Формировать представления о переходе веществ из твердого состоя-
Ния в жидкое и наоборот. Наблюдать такие явления природы, как иней,
|
|
Град, туман, дождь.
Закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах
И продуктивных видах деятельности.
Объяснить детям, что в природе все взаимосвязано.
Учить устанавливать причинно-следственные связи между природ-
Ными явлениями (если исчезнут насекомые — опылители растений, то
Растения не дадут семян и др.).
Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во
Многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва
Благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека.
Закреплять умение правильно вести себя в природе (не ломать кустов
И ветвей деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и др.).
Оформлять альбомы о временах года: подбирать картинки, фотогра-
Фии, детские рисунки и рассказы.
Сезонные наблюдения
Осень. Закреплять знания детей о том, что сентябрь первый осен-
Ний месяц. Учить замечать приметы осени (похолодало; земля от замо-
Розков стала твердой; заледенели лужи; листопад; иней на почве).
Показать обрезку кустарников, рассказать, для чего это делают.
Привлекать к высаживанию садовых растений (настурция, астры) в
Горшки.
Учить собирать природный материал (семена, шишки, желуди, лис-