double arrow

Он хотит идти с ними. Он хочет идти с ними.



 

6. Существуют два способа образования формы повелительного наклонения русского глагола: использование так называемой «чистой» основы настоящего времени – пой, стой, крась (нулевого суффикса) – прибавление к основе настоящего времени суффикса -и-пиши, расскажи. В ряде случаев говорящий оказывается перед выбором использовать нулевой суффикс или суффикс -и-. Наиболее распространенной ошибкой в образовании формы повелительного наклонения являются не соответствующие норме формы, например:

Написано: Следует написать:

Вытащь газеты из ящика. Вытащи газеты из ящика.

 

7. Ряд глаголов имеет неполную парадигму – в системе их форм не хватает тех или иных образований. В том числе деепричастий и страдательных причастий. Так, некоторые глаголы с основой на д, т, з не имеют нормативной формы 1-го лица ед. ч. настоящего и будущего времени по фонетическим причинам: дерзить, победить, дудеть, гудеть, ощутить и т.д. При необходимости использовать глаголы именно в форме 1-го лица ед. ч. пользуются описательной конструкцией, например, следует говорить: «Я пытаюсь убедить папу».

Грамматические ошибки могут возникать при образовании видовых пар глагола. В этом случае недочеты возникают: 1) при образовании не соответствующего норме парного глагола совершенного или несовершенного вида; 2) замена разнокоренных видовых пар глаголов однокоренными (устранение супплетивизма); 3) деформация двувидовых глаголов; 4) образование видовых пар одновидовых глаголов.




1. Не соответствующее норме образование парных глаголов совершенного и несовершенного вида встречается в следующих случаях: а) если при образовании видовой пары говорящий движется от совершенного вида к несовершенному, в то время как в нормативном языке существует нужная видовая пара, в которой глагол совершенного вида образован от глагола несовершенного вида, например, глагол совершенного вида разделить образован от глагола несовершенного вида делить, и это нормативное образование; б) образование парного глагола несовершенного вида часто сопровождается чередованием гласных а // о, например: рассмотреть – рассматривать, расстроить – расстраивать. Эти чередования исторически сложившиеся достаточно сложны для усвоения, поэтому встречаются ошибки.

Написано: Следует написать:

Ветер сламывал деревья. Ветер сломал деревья.



 

2. Ошибки в устранении супплетивизма связаны с ненормативным употреблением разнокоренных видовых пар глаголов, например, вместо класть – положить употребляются формы класть – ложить или покласть:

Написано: Следует написать:

Я уже поклала кукол спать. Я уже положила кукол спать.

3. Наличие двувидовых глаголов (около 200) является парадоксальным, однако они широко распространены. В речи встречаются два вида ошибок: а) осмысление двувидового глагола как глагола несовершенного вида и образование видовой пары – приставочного глагола совершенного вида, например: жениться – пожениться; б) осмысление двувидового глагола в качестве глагола совершенного вида и образование видовой пары –суффиксального глагола несовершенного вида, например: обещать – обещивать.

Написано: Следует написать:

Иван поженился на Полине. Иван женился на Полине.

4. В языке есть група глаголов, не имеющая видовых пар – это одновидовые глаголы. К ним относятся, например, глаголы со значением состояния (лежать, висеть, болеть). Однако видовая несоотносительность таких глаголов часто устраняется, например, раздражать (н.в.) – раздражить (с.в.):

Написано: Следует написать:



Сейчас читают про: