Ряд затруднений возникает при образовании глагольных форм недостаточных и избыточных глаголов. Первые не имеют отдельных личных форм, чаще всего формы 1-го лица. К ним также относятся глаголы, обозначающие действия, которые не могут быть отнесены к говорящему лицу и его собеседнику, например: доиться, телиться (животный мир), колоситься (растительный мир), ржаветь (конкретные предметы) и т. д. Избыточные глаголы имеют двоякие формы настоящего времени: одну без чередования конечных согласных основы неопределенной формы и настоящего времени (полоскать – полоскает), другую с чередованием (полоскать – полощет).
Эти формы отличаются стилистически, иногда по смыслу. Стилистическое различие состоит в том, что все формы без чередования употребляются в разговорной речи и просторечии, а формы с чередованием характерны для литературного языка.
Написано: Следует написать:
Она полоскает бельё. Она полощет бельё.
Ошибки, связанные с причастиями, можно разбить на две группы: 1) не соответствующее норме образование форм причастий; 2) не соответствующее норме употребление причастий.
1. Ошибки в образовании форм причастий заключаются: а) в неверном вычленении формообразующей основы; б) в неверном выборе формообразующей морфемы. Так, большая часть действительных причастий прошедшего времени образуется путем прибавления продуктивного суффикса -вш- к основе инфинитива. Затруднения вызывают причастия, образованные непродуктивным способом – с использованием суффикса -ш-, присоединяющегося к основе прошедшего времени:
Написано: Следует написать:
Мама, вытеревшая всю посуду, с Мама, вытершая всю посуду, с
Удивлением смотрела на меня. удивлением смотрела на меня.
Суффикс страдательного причастия прошедшего времени -т- иногда используется вместо суффикса -нн- этой же формы, например: сдатый, порватый.
Написано: Следует написать:
У меня уже всё убрато. У меня уже всё убрано.
Часто встречается отбрасывание постфикса -ся в причастиях. Выпадение возникает из-за громоздкости слова.
Написано:
Шёрстка у моей Мурки длинная, лоснящая.
Следует написать:
Шёрстка у моей Мурки длинная, лоснящаяся.
2. Грамматические ошибки возникают при употреблении страдательных причастий в значении действительных. Так, например, глагол лопнуть иногда получает в речи значение сделать что-либо, чтобы лопнул. Тогда становится возможным образовать от него страдательное причастие:
Написано:
Зачем ты мне лопнутый стакан даешь?
Следует написать:
Зачем ты мне лопнувший стакан даешь?
Ошибки в образовании деепричастий заключаются: 1) в неверном выборе формообразующей основы; 2) в неверном выборе формообразующего суффикса. Так, деепричастия несовершенного вида невозвратных глаголов, образуются путем прибавления суффикса -а (-я) к основе настоящего времени. Однако часто встречаются непродуктивные формы на -в:
Написано:
Сестра, не ожидав такой встречи, удивилась.
Следует написать:
Сестра, не ожидая такой встречи, удивилась.
Формы деепричастий глаголов найти, выйти и т.д. в нормативном языке образуются от основы настоящего времени путем прибавления суффикса -а (-я) – найдя, выйдя. В речи говорящих встречаются случаи образования данных деепричастий от основы прошедшего времени с использованием суффикса -в
Написано: Следует написать:
Вышев на середину комнаты, Выйдя на середину комнаты,
Он покраснел. он покраснел.
1. Какие формообразующие основы глагола вы знаете?
2. Какие ошибки можно выделить в образовании форм глагола?
3. Какие грамматические ошибки могут возникнуть при образовании видовых пар?
4. Какие ошибки встречаются при образовании форм причастий?
5. Какие грамматические ошибки возникают при употреблении деепричастий?






