double arrow

Я не хотела её раздражить. Я не хотела её рвздражать.

 

Ряд затруднений возникает при образовании глагольных форм недостаточных и избыточных глаголов. Первые не имеют отдельных личных форм, чаще всего формы 1-го лица. К ним также относятся глаголы, обозначающие действия, которые не могут быть отнесены к говорящему лицу и его собеседнику, например: доиться, телиться (животный мир), колоситься (растительный мир), ржаветь (конкретные предметы) и т. д. Избыточные глаголы имеют двоякие формы настоящего времени: одну без чередования конечных согласных основы неопределенной формы и настоящего времени (полоскать – полоскает), другую с чередованием (полоскать – полощет).

Эти формы отличаются стилистически, иногда по смыслу. Стилистическое различие состоит в том, что все формы без чередования употребляются в разговорной речи и просторечии, а формы с чередованием характерны для литературного языка.

Написано: Следует написать:

Она полоскает бельё. Она полощет бельё.

 

Ошибки, связанные с причастиями, можно разбить на две группы: 1) не соответствующее норме образование форм причастий; 2) не соответствующее норме употребление причастий.

1. Ошибки в образовании форм причастий заключаются: а) в неверном вычленении формообразующей основы; б) в неверном выборе формообразующей морфемы. Так, большая часть действительных причастий прошедшего времени образуется путем прибавления продуктивного суффикса -вш- к основе инфинитива. Затруднения вызывают причастия, образованные непродуктивным способом – с использованием суффикса -ш-, присоединяющегося к основе прошедшего времени:




Написано: Следует написать:

Мама, вытеревшая всю посуду, с Мама, вытершая всю посуду, с

Удивлением смотрела на меня. удивлением смотрела на меня.

Суффикс страдательного причастия прошедшего времени -т- иногда используется вместо суффикса -нн- этой же формы, например: сдатый, порватый.

Написано: Следует написать:

У меня уже всё убрато. У меня уже всё убрано.

 

Часто встречается отбрасывание постфикса -сяв причастиях. Выпадение возникает из-за громоздкости слова.

Написано:

Шёрстка у моей Мурки длинная, лоснящая.

Следует написать:

Шёрстка у моей Мурки длинная, лоснящаяся.

 

2. Грамматические ошибки возникают при употреблении страдательных причастий в значении действительных. Так, например, глагол лопнуть иногда получает в речи значение сделать что-либо, чтобы лопнул. Тогда становится возможным образовать от него страдательное причастие:



Написано:

Зачем ты мне лопнутый стакан даешь?

Следует написать:

Зачем ты мне лопнувший стакан даешь?

 

Ошибки в образовании деепричастий заключаются: 1) в неверном выборе формообразующей основы; 2) в неверном выборе формообразующего суффикса. Так, деепричастия несовершенного вида невозвратных глаголов, образуются путем прибавления суффикса -а (-я)к основе настоящего времени. Однако часто встречаются непродуктивные формы на :

Написано:

Сестра, не ожидав такой встречи, удивилась.

Следует написать:

Сестра, не ожидая такой встречи, удивилась.

 

Формы деепричастий глаголов найти, выйти и т.д.в нормативном языке образуются от основы настоящего времени путем прибавления суффикса -а (-я)найдя, выйдя.В речи говорящих встречаются случаи образования данных деепричастий от основы прошедшего времени с использованием суффикса

Написано: Следует написать:

Вышев на середину комнаты, Выйдя на середину комнаты,

Он покраснел. он покраснел.

Вопросы для самопроверки

 

1. Какие формообразующие основы глагола вы знаете?

2. Какие ошибки можно выделить в образовании форм глагола?

3. Какие грамматические ошибки могут возникнуть при образовании видовых пар?

4. Какие ошибки встречаются при образовании форм причастий?

5. Какие грамматические ошибки возникают при употреблении деепричастий?


Практические задания






Сейчас читают про: