Нормы употребления и образования форм глагола

 

Характерной особенностью русских глаголов является наличие двух формообразующих основ: основы инфинитива (открытая основа) и основы настоящего времени (закрытая основа). Открытая основа – основа на гласную. К ней, как правило, прибавляются формообразующие морфемы (суффиксы и окончания), начинающиеся с согласной, например, суффикс -л - прошедшего времени: жить – жил. Закрытая основа – основа на согласный, и к ней прибавляются формообразующие морфемы, начинающиеся с гласного звука, например, суффиксы -ащ- (-ящ-), -ущ- (-ющ-) причастий настоящего времени: читаю [jу] – читающий [jу].

Ошибки в образовании глагольных форм разнообразны. Можно выделить следующие их типы: 1) неверное образование глагольной основы; 2) деформация инфинитивных форм на -сти (-сть); 3) несоблюдение чередований в основе настоящего времени; 4) унификация основ инфинитива и прошедшего времени; 5) деформация разноспрягаемых глаголов; 6) ненормативное образование форм повелительного наклонения; 7) заполнение «пустых клеток» в парадигме.

1. Одной из наиболее распространенных ошибок является образование ненормативной основы настоящего времени при опоре на основу инфинитива путём прибавления «Й» к основе инфинитива, например: шептать – шептаю вместо шепчу, скакать – скакаю вместо скачу. Сравние:

 

Написано: Следует написать:

Вася о чём-то шептает своей Вася о чём-то шепчет своей

Сестрёнке. сестрёнке.

 

Следует иметь в виду, что в ряде случаев современная норма допускает два варианта глагольной основы, которые отличаются по смыслу и стилистически. Различные формы глаголов брызгать, двигать и капать выполняют смыслоразличительную функцию, например: брызгает – окропляет, спрыскивает (брызгает на цветы), брызжет – разлетается каплями, сыплет брызгами (вода брызжет из шланга).

2. Глаголы на -сти (-сть) трудны для усвоения, т.к. их парадигма образуется сложным способом. Во многих таких глаголах с исторически является результатом диссимиляции и появилось на месте т (др. русск. плетти – плести). В формах настоящего времени диссимиляции не было, и исконные т, д, б сохранились. Например:

Написано: Следует написать:

Мы решили гребти к берегу. Мы решили грести к берегу.

 

3. Чередование согласных з’/ж, г/ж, к/ч, с’/ ш наблюдается у ряда глаголов внутри основы настоящего времени. При этом формы 1-го лица ед. ч. и 3-го лица мн. ч. оказываются противопоставленными всем другим формам и могут влиять на них, например: берегу, берегутбережешь, бережете и т.д. В речи часто встречаются формы:

Написано: Следует написать:

Бывает, что увлекёшься и Бывает, что увлечёшься и не

Не заметишь, что спать пора. заметишь, что спать пора.

 

4. У подавляющего большинства глаголов основа инфинитива совпадает с основой прошедшего времени. Но есть слова, у которых эти основы различны, например: сечь – секли, печь – пекли. В подобных случаях возможна унификация основ, заключающаяся в том, что формы прошедшего времени образуются путем прибавления формообразующих морфем к основе инфинитива. Особенно часто унификация связана с наличием в основе суффикса -ну- (мокнуть, сохнуть и т.д.) У большей части глаголов такого типа основа прошедшего времени не имеет данного суффикса: мок – мокла. Ошибка состоит в том, что его присоединяют:

Написано: Следует написать:

Я мокнул под дождиком. Я мок под дождиком

 

5. Влиянием просторечия можно объяснить ошибки в употреблении разноспрягаемых глаголов хотеть и бежать, например:

Написано: Следует написать:

Бегим скорее домой. Бежим скорее домой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow