Задание 2. Отредактируйте данные предложения. Объясните причины возникновения ошибок

1. Готовя домашнее задание, меня все время отвлекал телефон. 2. Потеряв на войне мужа, у нее не было желания заводить новую семью. 3. Вам предстоит увидеть величественные соборы, запомнящиеся навсегда. 4. Промотав свое состояние, ему нечего было оставить своим детям. 5. Устав после занятий, мне не читалось. 6. Незнакомец опустился в кресло и протянул руки к огню, пылавшему в камине и который притягивал его. 7. Проработавшие всю жизнь учителя в школе, без сомнения, должны получать льготную пенсию. 8. Проснувшись, ему сказали, что завтрак уже подан. 9. Пользуясь калькулятором, расчет производится правильно и легко. 10. Морские волны, энергично накатывавшиеся на берег и которые издавали волнующий шум, оказывали на нас магическое воздействие. 11. Прочитанная лекция для студентов о новых достижениях в медицине вызвала большой интерес.

 

Нормы грамотной речи

 

Точность как качество грамотной речи предполагает следующее: 1) умение ясно мыслить (логическая точность); 2) знание предмета речи (предметная точность); 3) знание значения употребляемых в речи слов (понятийная точность) слов.

1. Умению ясно мыслить учит логика. Каждому, кто готовит письменные и устные тексты, необходимо иметь элементарные представления о понятии, суждении, умозаключении как основных единицах мышления. Понятие есть форма мысленного обобщения предметов по их специфическим признакам. Суждение – мысль, заключающаяся в установлении связи между двумя понятиями через утверждение и отрицание этой связи. В языке суждение выражено простым предложением отрицающего и утверждающего характера. Умозаключение связывает два или несколько суждений. Умозаключение в языке выражено сложным предложением. Оно может быть истинным и ложным, в зависимости от того, насколько точно человек может установить реальные взаимоотношения предметов и явлений в мире.

2. Предметная точность опирается на глубокое знание говорящим свойств предмета, явления, о котором он собирается рассказать слушателям. Например: Всего во Франции 75,3 % населения объявляют себя католиками, 1,9 % – протестантами, 1,1 % – мусульманами, 0,6 % – евреями. Автор статьи допустил ошибку, т.к. евреи – национальность, а не конфессиональная принадлежность. Необходимо было использовать слово «иудеи». Предметная точность – вежливость пишущего. Её отсутствие недопустимо.

3. Понятийная точность непременное условие создания грамотного письменного или устного высказывания. Наиболее распространенные ошибки, приводящие к понятийной неточности следующие: 1) употребление слова в несвойственном ему значении; 2) употребление в речи омонимов, порождающее двусмысленность текста; 3) употребление плеоназмов; 4) употребление паронимов.

Логичность как коммуникативное качество имеет много общего с точностью. Как и точность, она характеризует речь со стороны содержания. На уровне текста логичность обеспечивается соединением отдельных высказываний при помощи специальных приемов: 1) лексического повтора, 2) синонима, 3) анафорического местоимения. Важным средством логической организации текста является его деление на абзацы. По содержанию абзац есть законченная часть целого, отдельное звено в общей динамике мысли и переход к следующему звену.

Чистота речи предполагает отсутствие в ней ненормативных элементов. Нехарактерными для литературного языка элементами считаются диалектные слова, варваризмы, жаргонизмы, канцеляризмы, слова-празиты. Диалект – разновидность общенародного языка, используемая для общения между людьми, связанными единой территорией. Жаргон – разновидность общенародного языка, используемого для общения отдельной относительно устойчивой социальной группой. Канцеляризмы – стандартные формулы официально-деловой речи, использование которых в других речевых стилях неуместно. Варваризмы – включенные в речь без необходимости иноязычные слова и выражения.

Уместность как качество грамотной речи требует такого подбора и организации средств языка, которые делают речь отвечающей целям и условиям общения. Различают уместность стилевую, контекстуальную, личностно-психологическую.

Выразительностью речи называют такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес слушателя (читателя). Основной источник выразительности – лексика, дающая целый ряд особых средств: эпитеты, метафоры, сравнения, метонимия, синекдохи, гиперболы, литоты, олицетворения, перифразы, аллегория, ирония. Большими возможностями усилить выразительность речи обладает синтаксис, так называемые стилистические фигуры: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, оксюморон, эллипсис и т.д. (см. терминологический словарь)

 

Вопросы для самопроверки

1. Что такое понятие?

2. Что такое суждение?

3. Что такое умозаключение?

4. В чём заключается логическая (предметная, понятийная) точность?

5. Какие ненормативные элементы языка являются объектом литературной правки?

6. Какие элементы языка усиливают (ослабляют) его выразительность?

Практические задания


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: