Как помочь ребенку стать читателем

Люди перестают мыслить, когда они перестают читать.

Д. Дидро

К третьему классу у разных детей складывается неодинаковое отношение к чтению как самостоятельному интеллектуаль­ному занятию.

Как правило, в каждом классе есть две группы детей, демонстрирующих полярное отношение к чтению. Одни читают охотно и много, не расстаются с книгой. Другие, напротив, не любят читать, делают это лишь по принуждению. Именно вторая группа учащихся чаще всего вызывает осо­бое беспокойство учителей и родителей.

Дети, которые не любят читать, нередко плохо владеют техникой чтения. Именно отсутствие хорошо отработанного навыка чтения может служить препятствием для свободного общения ребенка с книгой. В этом случае следует уделить особое внимание отработке технической стороны чте­ния. Чтение, как и любой другой навык, требует специальных усилий и времени для закрепления умения и его совершенствования. Времени, отведенного для этого на уроках чтения, очевидно недостаточно. Для закрепления навыка чтения ребенок нуж­дается в систематических, ежедневных до­машних упражнениях.

Формирование навыка чтения тесно свя­зано с общим речевым развитием ребен­ка, поэтому, в случае явных затруднений, следует обратиться за необходимыми рекомендациями к логопеду.

Специалисты, занимающиеся проблема­ми детского чтения, утверждают: для улучшения навыков чтения особенное значе­ние имеет эмоциональное состояние ребенка. Родителям необходимо помнить, что ребенок, любимый ими независимо от своих недостатков, получающий эмоциональ­ную поддержку взрослых, а значит, уверенный в себе, легче обучается чему бы то ни было, в том числе и чтению.

Между тем многие третьеклассники вла­деют техникой чтения достаточно хорошо, однако не являются активными и самосто­ятельными читателями. Родители нередко сетуют на то, что ребенок не проявляет большого интереса к книгам, зато много времени проводит у телевизора или ком­пьютера.

Потребность в чтении не возникает сама собой и не складывается в результате принудительного общения с книгой. Насилие здесь недопустимо. Любовь к чтению закладывается годами, и первостепенное значение при этом имеет отношение к чтению самих родителей. Любят ли в семье читать? Есть ли в доме своя библиотека? Часто ли ребенок видит родителей с кни­гой? Делятся ли они с детьми своими впечатлениями о прочитанном? Следят ли ро­дители за книжными новинками, в том числе и в области детской литературы?

Как правило, читать любят дети чита­ющих родителей.

 

По материалам газеты «Школьный психолог», № 9-2002

 


В помощь классному руководителю

ЧЕТВЕРОКЛАССНИКИ

(материал для проведения родительского собрания

в 4 классе в начале учебного года)

 

Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники — это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспекти­ва перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четверо­классников учебных умений и навыков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: