double arrow

Спишите, вставляя пропущенные буквы.

1

СБОРНИК УПРАЖНЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ГРАМОТНОСТИ

 

Пояснительная записка

Данное учебное пособие предназначено как для школьников старших классов, так и для абитуриентов, а также для всех, кто хочет быстро и качественно повысить общий уровень практической грамотности.

Сборник содержит несколько разделов, содержащих теоретические сведения, правила и практические упражнения по наиболее трудным аспектам русской орфографии.

 

 

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЯХ СЛОВ.

Правописание гласных в корнях слов подчиняется трем группам правил:

1. Правописание проверяемых безударных гласных в корнях слов.

2. Правописание чередующихся гласных в корнях слов.

3. Правописание непроверяемых слов (так называемых словарных слов).

 

РАЗДЕЛ 1

ПРАВОПИСАНИЕ ПРОВЕРЯЕМОЙ БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ В КОРНЯХ СЛОВ

 

Для правильного написания безударной гласной в корне слова следует подобрать такое однокоренное проверочное слово, в котором на эту гласную падало бы ударение.

Например, увядать – вЯнуть,

увидать – вИдеть,

долина – дОл,

река – рЕки.

Примечание: слова с полногласными сочетаниями проверяются только однокоренными словами сполногласием:

Подголовник – гОловы; деревенька – дЕрево.

 

Слова с неполногласием проверяются однокоренными с неполногласием:

оглавление – глАвный, охлаждение – хлАдный,прохлаждаться – прохлАда.

Следует обратить внимание на алгоритм последовательности действий: сначала подбираем проверочное слово и только потом вставляем букву.

 

 

УПРАЖНЕНИЯ

1.1. Подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы в следующие слова:

Загл…денье, огр…ждение, оч…рование, обр…мление, нагр…ждение, насл…ждение,нагр…вательный, г…лодающий, сп…на, уд…вление,раск…яние, прит…гательный, ш…птать, разл…ниться, с…мволизм, см…рение, осв…щение (электрическое), озл…бление, с…стренка, ст…ронник, сумр…чный, угн…татель, выл…вать, исп…ку, запр…щенный, зар…нить, од…рённый, зар…дить (ружьё), зар…дилось (зерно сомнения), ор…сительная система, сл…мать, ст…жироваться, ш…рстяной, тл…творный, оц…нить, ш…повник, вопл…тить, разм…хнуться, объед…нить, уед…ненный, вл…дения, зам…нить (лампочку).

 

Определите лексическое значение слов с пропущенными буквами в парах словосочетаний и правильно подберите проверочное слово. Вставьте пропущенные безударные гласные в корни слов.

Зап…вать песню-зап…вать; зав…вать кудри – нав…вать мысли; обв…вать ветром- обв…вается вокруг; разв…вается в соответствии с возрастом - разв…вается на верхушке башни, пол…скать малыша – пол…скали бельё, починить осв…щение - написать посв – щение, сп…шите, а то опоздаете – сп…шите с образца, стерильная ч…стота – ч…стота сердечных сокращений; ум…лятьо пощаде – ум…лять чей-то вклад, пос..дели волосы –пос…дели на травке, раск..лите полено- раск…лите докрасна, прим…рять недругов – прим…рять одежду, казачья ст…ница – ст…лица государства, отв…рить дверь – отв…рить картофель, зал…зать в дупло- зал…зать рану, разр..дить густые посевы – разр…дить обойму; пл..скалась волна – пл..сала под музыку.

 

Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Унылая п…ра, …чей оч…рованье.

Приятна мне твоя прощальная кр…са.

Люблю я пышное природы ув..данье,

В багрец и золото одетые леса.

 

 

Ярем он барщины ст…ринной

Оброком лёгким зам…нил,

И раб судьбу благосл…вил.

 

Увы,Татьяна ув…дает,

Бл…днеет, гаснет, но м…лчит.

(А.С. Пушкин)

 

Тут Сол…вей …влять св…ё искусство стал:

Защ…лкал,засв…стал,

На тысячу л…дов т…нул, перел…вался;

То нежно он осл…бевал и томной вд…леке

Свирелью отд…вался,

То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.

(И.А. Крылов).

Д…вишься драгоценности нашего языка: … всё з…рнисто, крупно, как сам жемчуг. В нём все т…на, оттенки…; он беспределен и … может обог…щаться ежеминутно. (Н.В.Гоголь).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


1

Сейчас читают про: