Раздел: «Декоративно-прикладное искусство»

Задание 1.

1. Прочитайте внимательно стихотворение Н. Ростовой.

Хохлома – это лето и осень,
Россыпь ягод и лист золотой.
Гжель – январская дивная просинь

Над снегами морозной зимой.
Завиток к завитку – ярко-красным,
Чтобы стало душе веселей,
Хохлома – это радость и праздник,
Это щедрость России моей!
Чистота да изысканность линий –
Холодна бледноликая гжель –
Это синий безудержный ливень,
Голубая шальная метель.
Красота и тиха, и печальна,
Недоступна, как дамский каприз.
Вот она – нераскрытая тайна –
Для Снегурочки чайный сервиз.
У природы заимствуя краски,
Бесконечно талантлив народ,
И поскольку Россия контрастна,
Хохлома рядом с гжелью живет.

 

2. О каких росписях идёт речь в стихотворении?

3. Запишите таблицу, используя строки стихотворения.

Параметры Хохлома Гжель
Цветовая гамма росписи    
Элементы росписи    

 

4. С какими временами года сравнивает автор Гжель и Хохлому?

5. Нарисуйте кувшин и распишите его под Хохлому или Гжель.

 

Задание 2.

1. Прочитайте внимательно текст.

В орнаменте Египта отразился трансформированный окружающий мир, наделенный определенными религиозными представлениями и символическими значениями.

В декоре часто использовался цветок лотоса или лепестки лотоса — атрибут богини Исиды, символ божественной производящей силы природы, возрождающейся жизни, высокой нравственной чистоты, целомудрия, душевного и физического здоровья, а в заупокойном культе он считался магическим средством оживления усопших. Этот цветок олицетворяли с солнцем, а его лепестки — с солнечными лучами.

В орнаменте использовали изображение алоэ — это засухоустойчивое растение символизировало жизнь в потустороннем мире. В древнеегипетский орнамент входили стилизованные водные растения: папирус, тростник, лилия. Из деревьев особо почитались финиковая и кокосовая пальмы, сикомора, акация, тамариск, терновник, персея (дерево Осириса), тутовое дерево — они воплощали жизнеутверждающее начало, идею о вечно плодоносящем Древе жизни. В декор включались венки из листьев, виноградных лоз, гроздьев фиников, чешуйки древесной коры и др.

Среди анималистических мотивов встречаются сокол, гусь (египтяне представляли рождение солнца из яйца Великого Гоготуна), антилопа, обезьяна, рыба, цапля (священная птица Бену — олицетворение души Осириса, символ возрождения), жук-скарабей (символ бессмертия), змея (кольцо, образуемое змеей, держащей во рту свой хвост, — символ вечно восстанавливающегося мирового порядка) и др.

Особо популярным было изображение жука-скарабея, он имел очень сложную и многообразную символику. Скарабей считался священным символом вечно движущейся и созидательной силы солнца, почитался знаком, приносящим счастье, заменял в мумии вынутое сердце.

Художники Древнего Египта соединили изображения с иероглифической системой письма в форму линейного орнамента. По всей вероятности, линейное расположение орнаментальных элементов представляло египетскую идею бесконечности жизни. Декорирование предметов имело и знаковый смысл.

2. Озаглавьте текст.

3. Допишите предложения, используя слова текста.

Использовался цветок лотоса ___________________________________________

____________________________________________________________________

Цветок олицетворяли _________________________________________________

____________________________________________________________________

В древнеегипетский орнамент входили __________________________________

____________________________________________________________________

В декор включались___________________________________________________

____________________________________________________________________

Особо популярным было изображение ___________________________________

____________________________________________________________________

Соединили изображения _______________________________________________

____________________________________________________________________

 

4. Заполните, пожалуйста, таблицу, опираясь на текст. В графе

«Изображение в орнаменте» выполнить рисунок.

 

 

Название растения или животного Его олицетворение Изображение в орнаменте
       
         
     
     

 

5. Придумайте синквейн, где ключевое слово – Египет. Синквейн должен быть посвящен египетскому орнаменту.

 

 

Задание 3.

1. Прочитайте внимательно текст.

Вслушайтесь в это слово: «наличник» - «находящийся на лице». Фасад – его лицо, обращённое к внешнему миру. Лицо должно быть умытым и красивым. Но внешний мир не всегда добр и, порой, от него надо защищаться.

Двери и окна – это не только выход наружу, это возможность попасть внутрь. Каждый хозяин старался защитить свой дом, обеспечить семье сытость и тепло, безопасность и здоровье. Как он это мог сделать? Один из способов защиты – окружить себя охранными знаками и заклинаниями. И наличники не только закрывали щели в оконном проеме от сквозняков и холода, они защищали дом от нечистой силы.

Несмотря на огромное разнообразие узоров домовой резьбы, в ней выделяются отдельные повторяющиеся образы. Самое интересное, что эти же образы можно найти в русской народной вышивке.

Полотенца и рубахи, подготовленные для рождения ребёнка, свадьбы или похорон, имели для наших предков огромное значение и были частью ритуала. Чтобы ребенок был здоров, семья крепка и богата, женщина плодовита, необходимо было оградить их магическими заклинаниями. Именно эти заклинания и прорисованы в узорах вышивальщиц.

 

2. Придумайте название текста.

3. Что общего между домовой резьбой и вышивкой?

4. Сравните узоры домовой резьбы с элементами вышивки.

 

 

 

5. Рассмотрите изображение крестьянского дома. Напишите название его основных частей, используя предложенный набор слов: полотенце, конёк, лобовая доска, ставни, причелина, наличник.

 

 

Задание 4.

1. Прочитайте внимательно текст.

Люди в древности поклонялись лесу и деревьям, особенно таким, чей срок жизни значительно превышал сроки человеческой жизни. В лесах выделялись особые «почитаемые» деревья, обычно большой высоты или толщины. В народных сказках, загадках, песнях говорится то о яблоне с золотыми листьями и плодами, то о других деревьях на которых «птицы райские поют песни царские». Эти образы со временем перешли и в классическую литературу, в которой писатели воспевали эти деревья. Такие деревья особенно почитались в языческие времена. Но были и деревья «поганые», которые ухудшали самочувствие. Однако и «поганые» могли приносить пользу, снимая боль, излишнее напряжение.

 

2. Придумайте название текста.

3. Вам предлагаются названия деревьев, которые необходимо распределить в два столбика: дуб, осина, ель, сосна, ива, тополь, береза.

 

Почитаемые Поганые
   
   
   

 

4. Допишите предложения, используя слова текста.

Люди в древности поклонялись _______________________________________

Писатели воспевали _________________________________________________

Такие деревья особенно _____________________________________________

5. Проиллюстрируйте предложенный текст.

 

Задание 5.

1.Внимательно прочитайте текст.

Деревянный конь, мастеривший для детской забавы, был часто весь украшен солярными знаками или цветами. Считалось что это оберегает ребёнка от злых сил. Изображения коней можно часто увидеть на предметах домашнего обихода (ручках ковшей, прялках, веретёнах), на одежде. В русских деревнях до сих пор коньки украшают кровлю крыши, верхнюю часть. Она так и называется – конёк.

2. Придумайте название тексту.

3. Как были украшены детские игрушки - деревянные кони?

4. С какой целью верхнюю часть кровли украшали коньком?

5. Найдите в разных источниках изображение детской деревянной игрушки – конёк.

6. Нарисуйте деревянную детскую игрушку – конёк, используя узоры мастеров.

Задание 6.

1. Прочитайте внимательно текст.

Дымковские игрушки самые знаменитые в России. Родились они в Дымковской слободе, которая находилась неподалёку от города Вятки (ныне Киров).

Вятка славилась в старину своими базарами, праздниками-ярмарками, которые назывались свистопляской или свистуньей. Здесь можно увидеть глиняные игрушки-свистульки и разнаряженных щеголих, и нянек - «кормилок» с детьми на руках, и лихих всадников, и важных индюков, и целые забавные сценки.

Форма игрушек монолитна, а силуэт фигурок отличается мягкой плавностью и округлостью. Как много здесь лепных деталей: изящных оборок, воланов, косичек, жгутиков! Они делают фигурки более выразительными. Игрушки украшались росписью.

Основные элементы геометрического орнамента дымковской игрушки: круги, овалы, клетки, полоски, волнистые линии, сеточка, точки, выстраиваются в нарядный узор. В росписи мастера используют желтый и синий, малиново-красный и зелёный, чёрные цвета. Яркие цвета дополняют мягкими и приглушёнными: голубым, розовым, оранжевым, коричневым. Дымковские игрушки – настоящее чудо.

2. Заполните таблицу.

Родина игрушки Виды игрушки Форма Орнамент Цвет
         

 

3. Допишите предложения, используя слова текста.

Родились они _____________________________________________________

Форма игрушек ___________________________________________________

Основными элементами геометрического орнамента дымковской игрушки: ______________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Нарисуйте иллюстрацию к тексту.

 

Задание 6.

1. Прочитайте внимательно текст.

Давайте познакомимся с искусством древних ювелиров, работающих при дворе фараона. Это нагрудные украшения, подвески, ожерелья, браслеты, серьги. На всём лежит печать чрезмерной роскоши и изысканной утончённости. Многие украшения предназначались для торжественных шествий, церемоний. Материалом для них служили золото, драгоценные и полудрагоценные и камни, цветная смальта. На них можно увидеть знаки – обереги, знаки пожелания, древние символы богов, выстроенные в узоры- тексты с символическим значением.

Скарабей был символом бога утреннего солнца, катящего диск по небу так же, как жук катит навозный шарик. Часто на украшениях встречается изображение священной змеи (символа власти), ладьи вечности (этот символ связан с представлением о дневном и ночном плавании солнца – Ра по небесному и подземному Нилу), глаза - уаджета, защищающего от любой беды и символизирующего воскресение после смерти. Одним из самых значимых символов был лотос. Он олицетворял собой красоту, бессмертие, вечную жизнь.

 

2. Соедините стрелками название знака с соответствующим символическим значением.

Знаки Символы
Лотос Представление о дневном и ночном плавании солнца – Ра по небесному и подземному миру
Жук-скарабей Хранительница царей и богов. Символ власти
Кобра-защитница Воскресение после смерти. Защищает от любой беды
Око – уаджет   Красота, бессмертие, вечная жизнь
Ладья вечности   Символ бога утреннего солнца

 

2. Какие украшения делали древние ювелиры?

3. Допишите предложения, используя слова текста.

Многие украшения предназначались _________________________________

________________________________________________________________

Скарабей был символом ____________________________________________

4. Озаглавьте текст.

5. Выполните эскиз ювелирного изделия в стиле древних мастеров.

 

Задание 7.

1. Прочитайте внимательно тексты.

А) Форма игрушек монолитна, а силуэт фигурок отличается мягкой плавностью и округлостью. Как много здесь лепных деталей: изящных оборок, воланов, косичек, жгутиков! Они делают фигурки более выразительными. Игрушки украшались росписью.

Б) Форма игрушки вытянутая, мягкая по очертанию. Они выглядят стройными, изящными. Высокие стройные крестьянки часто держат в руках ребёнка или курицу со свистком. Мужские фигурки под стать им: статные, длинноногие, забавно-смешные.

В) Их формы кажутся неуклюжими и тяжеловатыми. Крепкие деревенские бабы и мужики рождают добрую усмешку: большеголовые, с короткими руками и ногами, с чуть сплющенным лицом, переходящим у мужиков в бороду-лопату.

2. Определите промысел и заполните таблицу.

Буква Номер изображения Название промысла
А    
Б    
В    

 

 

1. 2. 3.

2. Нарисуйте элементы одной из росписи.

3.Допишите предложения, используя слова из текста.

Как много здесь лепных деталей: ____________________________________

________________________________________________________________

Высокие стройные крестьянки часто _________________________________

________________________________________________________________

5. Нарисуйте свой эскиз любой из народной глиняной игрушки.

 

Задание 8.

1. Внимательно прочитайте текст.

Самая важная часть герба называется – щит. Обычно его поддерживают фигуры щитодержателей. Это могут быть люди, птицы, звери, фантастические существа, стоящие на задних лапах.

Верхнюю часть герба венчает изображение короны, а также шлем. Справа и слева от короны располагаются причудливые завитки – намёт. В нижней частигербукрашает лента с девизом, указывающим на жизненные ценности владельца. Иногда герб дополняет изображение мантии, которая делает его ещё более декоративным и торжественным.

Свои гербы имеют государства и отдельные города. В гербах отражают то характерное, что присуще данному городу: природу, историю, образы народных сказаний.

 

2. Найдите в справочной литературе обозначение выделенных жирным шрифтом слов.

3. Подпиши элементы герба.

 

4.Нарисуйте эскиз герба своей семьи.

Задание 9.

1. Прочитайте внимательно текст.

На Волге недалеко от Городца возник промысел росписи по дереву. «Золотая хохлома» - называют его в народе.

Расписная деревянная посуда очень древняя. Вот уже 200 лет делают из дерева хохломские блюда, ложки, вазы, солонки, сказочные ковши утицы, а ещё детскую мебель. Прежде на ярмарку возами такой товар возили. Почему же так охотно покупали хохломские изделия?

Росписью славятся эти изделия! В чём секрет золотого узора, да и каков он сам?

Любимые цвета – красный да чёрный и совсем немного желтого и зелёного для мелкой прорисовки – приписок. Чтобы золотом загорелся узор, покрывают его олифой или лаком и ставят в горячую печь. Закалится лак до жёлтого цвета – и вспыхнет под ним блестящий фон. Чем не золото?

2. Составьте интеллект – карту по данному тексту. Ключевое слово – Хохлома.

 

3. Почему хохломские изделия называют золотыми? Найди и подчеркни ответ в тексте.

4. Допишите предложения, используя слова текста.

200 лет делают из дерева ___________________________________________

________________________________________________________________

Чтобы золотом загорелся узор ______________________________________

________________________________________________________________

5. Прочитайте внимательно стихотворение. П. Синявский.

Хохломская роспись – алых ягод россыпь.

Отголоски лета в золоте травы

Рощи-перелески, шелковые всплески

Солнечно-медовой золотой листвы.

За окошком метели и морозы трещат,

А в избе за палитрой мастерицы сидят.

Ни цветка, ни травинки

В сером зимнем лесу,

Лишь сухие былинки ветер гнет на весу.

Пламя лижет дровишки и от печки тепла,

Словно летом, полянка

В их глазах расцвела.

Кисть купается в краске,

Здесь прижалась разок,

И блеснул на посуде золотой завиток.

Звонко тренькнет синичка

За промерзлым стеклом,

Кисть рисует реснички

Рядом с тем завитком.

А сухие былинки под веселым мазком

Превратились в травинки,

Усик вьется ползком.

Блещут краски так ярко

Золотой хохломы,

Что в лучах ее теплых

Согреваемся мы.

6. Найдите в тексте и в стихотворении созвучные слова, озаглавьте произведение.

7. На свой выбор выполните иллюстрацию к тексту или стихотворению.

 

Задание 10.

1. Прочитайте внимательно текст.

Наши далёкие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься и делал это при помощи своего искусства, при помощи тех условных изображений, которые оставляла на теле изделия его рука.

Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая или зигзагообразная линия – воду, вертикальные линии превращались в дождь; огонь, солнце изображались крестом или кругом с крестом.

2. Озаглавьте текст.

3. Выберите из текста непонятные Вам слова, найдите их пояснение в толковом словаре.

4. Используя текст, заполните таблицу.

 

Название символа Изображение символа
   
   
   
   

 

5. Используя текст, изобразите древний орнамент.

 

Задание 11.

1. Прочитайте внимательно текст.

Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц-рукодельниц. Женщины в русской деревне пряли, ткали, вышивали, даря дивное узорочье всем на радость. Праздничные одежды, скатерти –столешники, края покрывал – подзоры, концы полотенец – всё было украшено тканым или вышитым орнаментом.

Орнаменты народных вышивок – это прежде всего ритм, который создаётся чередованием повторяющихся мотивов. Цвета в вышивке удивительно согласованы. Белый цвет связывался в народных представлениях со светом, чистотой, с понятием о благе. Видимо, не случайно фон на тканях мастерицы называли «земля». Белый свет льняного полотна олицетворял женское начало. Красный цвет в орнаменте крестьянской вышивки был главным. Он был символом огня, жизни, красоты.

Красные узоры крестьянской вышивки воспринимаются как земля, получившая энергию солнца и способная дать жизнь всему живому.

2. Продолжите предложение.

Орнаменты народных вышивок ______________________________________

_________________________________________________________________

Со светом, чистотой, с понятием о благе _______________________________

_________________________________________________________________

Главным цветом в крестьянской вышивке ______________________________

_________________________________________________________________

3. Верно ли утверждение, что «белый цвет в крестьянской вышивке связывается с зимой, с белым снегом»? Найдите в тексте слова, подтверждающие это, и подчеркните их.

4. Найдите в журналах изображения с народной вышивкой.

5. Придумайте свой орнамент для народной вышивки.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: