в магазинах, больницах и т. п., появляется потребность изображать взрослую жизнь. Здесь впервые появляется общение со сверстниками, форма его внеситуативно-лич-ностная. Со взрослыми преобладает внеситуативно-позна-вательное общение (общение по поводу мира предметов), ребенок испытывает потребность во внимательном ува-жительном отношении к нему.
Структура развернутой формы сюжетно-ролевойигры
1. Единица, центр игры - роль, которую берет насебя ребенок. В детском саду в игре ребят есть все про-фессии, которые имеются в окружающей действительно-сти. Но самое замечательное в ролевой игре то, что, взяв на себя функцию взрослого человека, ребенок воспроиз-водит его деятельность очень обобщенно, в символиче-ском виде.
2. Игровые действия - это действия, свободные отоперационально-технической стороны, это действия со значениями, они носят изобразительный характер.
В детской игре происходит перенос значений с одного предмета на другой (воображаемая ситуация), поэтому,возможно, дети и предпочитают неоформленные предме-ты, за которыми не закреплено никакого действия (или заместители).
|
|
Какое значение имеет символика игры? По мнению
Д. Б. Эльконина, абстрагирование от операционально-технической стороны предметных действий дает возмож-ность смоделироватьсистемуотношениймеждулюдьми. В игре нужен товарищ. Если неттоварища, то действия, хотя и имеют значение, не имеют смысла. Смысл человеческих действий рождается из отношения к другому человеку.
Эволюция действия, по Д. Б. Эльконину, проходит сле-дующий путь:
- ребенок ест ложкой;
- кормит ложкой;
- кормит ложкой куклу;
- кормит ложкой куклу, как мама.
На этом пути действие все более схематизируется, все кормление превращается в уход, в отношение к другому человеку.