Познавательная сферадошкольника

 

Развитие восприятия в дошкольном возрасте связано с формированием способов и средств ориентации.

 

В этом возрасте, как показали исследования Л. А. Венге-ра, Д. Б. Эльконина, происходит усвоение сенсорных эталонов (цвета, формы, величины) и эталонов фонем родного языка. Усвоение общественно выработанных эталонов, или мер, меняет характер детского мышле-ния, в развитии мышления к концу дошкольного возрастанамечается переход от эгоцентризма (центрации) к де-центрации. Это подводит ребенка к объективному, эле-ментарно-научному восприятию действительности.

Условием возникновения и развития мышления ребен-ка, по А. В. Запорожцу, является изменение видов и со-держаний детской деятельности.

 

Переход от наглядно-действенного к наглядно-образно-му и словесному мышлению, как показано в эксперимен-тальных исследованиях А. В. Запорожца, Н. Н. Поддьякова, Л. А. Венгера и др., происходит на основе изменения ха-рактера ориентировочно-исследовательской деятельно-сти, благодаря замене ориентировки на основе проб и ошибок более целенаправленной двигательной,. затем зрительной и, наконец, мысленной ориентировкой.

 

Наглядные модели, в которых воспроизводятся су-щественные связи и отношения предметов и событий, являются важнейшим средством развития способностей ребенка и важнейшим условием формирования внутрен-него, идеального плана мыслительной деятельности.

В центре сознания в дошкольном возрасте, по Л. С. Вы-готскому, стоит память. В этом возрасте возникает на-меренное запоминание в целях последующего воспроиз-ведения материала. В основе ориентации в этот период


 

Влияние игры

На общее психическое развитие ребенка

 

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов: произвольного внимания и произвольной памяти. Сознательная цель(сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) вы-деляется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержа-нии разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок невнимателен к тому, что требует от него игровая ситуа-ция, если не запоминает условий игры, то он просто изго-няется сверстниками.

 

Игровая ситуация и действия с ней оказывают постоян-ное влияние на умственное развитие ребенка дошкольно-го возраста. В игре ребенок учится действовать с замес-тителем предмета - он дает заместителю новое игровоеназвание и действует с ним в соответствии с названием. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия с предметами сокращают-ся, ребенок научается мыслить о предметах и действо-вать с ними в умственном плане, постепенно переходит

к мышлению в плане представлений.

 

В то же время опыт игровых и особенно реальных взаи-моотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится

в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить свое собственное поведение.

Ролевая игра имеет определяющее значение для раз-вития воображения. В игровой деятельности ребенок учится замещать одни предметы другими, брать на себя различные роли.

 

Речьдошкольника

 

В дошкольном детстве в основном завершается долгий

 

и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык для

 

ребенка становится действительно родным.

 

-Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Развивается фонематический слух, и при соответствующем обучении дети легко овладевают зву-ковым анализом слова.

 

- Интенсивно растет словарный состав речи. Как и на предыдущем возрастном этапе, здесь велики индиви-дуальные различия: у одних детей словарный запас ока-зывается больше, у других - меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые. Словарь ребенка быстро увеличивает-ся не только за счет существительных, но и глаголов, мес-тоимений, прилагательных, числительных и соединитель-ных слов.

 

В полтора года ребенок активно использует примерно

 

100 слов, в три - 1000-1100, в 6 лет - 2500-3000 слов. - Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). Ребенок 3-5 лет верно улавливает значения «взрослых» слов, хотя и применяет их иногда неправильно. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и

непременно оригинальны. Эту детскую способность

к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчвством,

 

- Появляется осознание словесного состава ре-чи. Ориентировка как на смысловую, так и на звуковую

 


 


Влияние игры на развитие личности ребенка заключа-ется в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становят-ся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необ-ходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться прави-лам, соответствующим взятой на себя роли, игра способ-ствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

 

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебнаядеятельность, котораяпозднеестановитсяведу-щей деятельностью.

 

Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивногомышления, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения.

 

сторону языка осуществляется в процессе его практиче-ского применения, и до известного момента нельзя гово-рить об осознанности речи, что предполагает усвоение соотношения между звучанием слова и его значением. Однако постепенно развивается языковое чутье и проис-ходит связанная с ним умственная работа.

 

В отличие от практического овладения речью осознание самой речевой действительности и осознание словесного состава речи значительно отстает. Без специального обучения дети относятся к предложению как к единому смысловому целому, единому словесному комплексу, ко-торый обозначает собой реальную ситуацию. Значитель-но ускоряет формирование способности осознавать сло-весный состав речи специальное обучение (или обучение чтению), благодаря которому к концу дошкольного возра-ста дети начинают четко вычленять слова в предложении.


 

Линия развития действия: от операциональной схемыдействия к человеческому действию, имеющему смысл

 

в другом человеке; от единичного действия к его смыслу.

 

В игре происходит рождение смыслов человеческих дей-ствий (оно для другого человека) - в этом, по мнениюД. Б. Эльконина, величайшее гуманистическое значение игры.

 

3. Последний компонент в структуре игры - правила.

 

В игре впервые возникает новая форма удовольствия ре-бенка - радость от того, что он действует так, как требу-ют правила. В игре ребенок плачет как пациент и радует-ся как играющий. Это не просто удовлетворение желания, это линия развития произвольности, которая продолжа-ется в школьном возрасте.

 

лежат обобщенные представления. Ни они, ни сохранение сенсорных эталонов и т. п. невозможны без развития памя-ти. Наиболее благоприятные условия для развития произ-вольных форм запоминания создаются в игре, когда ребе-нок вынужден запоминать роли, условия, правила.

 

Воображение ребенка складывается в игре и перехо-дит в другие виды деятельности. В игре трех-четырехлет-них детей существенно сходство предмета-заместителя

 

с предметом, который он замещает. У детей более стар-шего возраста воображение может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. По-степенно необходимость во внешних опорах исчезает. Происходит интериоризация - переход к игровому дей-ствию с предметом, которого в действительности нет. Так зарождается воображение как психический процесс.

 


 

 


49. Эмо сфера дошкольника t  
   

При всей важности познавательного развития ребенка его гармоничное становление невозможно без эмоцио-нального отношения к окружающему.

 

Для дошкольного детства характерна в целом спокой-ная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности эмо-циональной жизни ребенка. День дошкольника настолько наполнен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения.

 

В ходе онтогенеза изменяется структура эмоциональ-ных процессов - в их состав постепенно включаются, по-мимо вегетативных и моторных реакций, познавательные

процессы (воображение, образное мышление, сложные

формы восприятия). Эмоции становятся «умными», ин-теллектуализируются, а познавательные процессы при-обретаютаффективныйхарактер,обогащаютсячувством.

Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по по-воду того, что ему еще предстоит сделать.

На ранней стадии развития эмоциональная коррекция поведения еще несовершенна и имеет запаздывающий характер. Она включается лишь тогда, когда поведение значительно отклоняется от «требуемого курса», а его от-рицательные последствия уже получают негативную со-циальную оценку.

 

В дальнейшем, по мере того как побудительная сила социальных мотивов возрастает, совершается переход от запаздывающей к более совершенной - опережающей эмоциональной коррекции действий. Предвосхищение выполняет важную регулирующую роль в более сложных


 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: