Развитие воли как способности к управлению поведением

 

Самым важным личностным механизмом, формирую-щимся в дошкольном периоде, считается соподчинение мотивов. Раньше если несколько желаний возникало од-новременно, ребенок оказывался в почти неразрешимой для него ситуации выбора.

 

Постепенно мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение

 

в ситуации выбора. Вскоре он уже может подавить свои непосредственные побуждения, например не реагиро-вать на привлекательный предмет. Это становится воз-можным благодаря более сильным мотивам, которые вы-полняют роль «ограничителей». Появление соподчинения мотивов становится предпосылкой развития воли.

 

Обратимся к генезису волевых действий. В младшем дошкольном возрасте поведение ребенка складывается почти целиком из импульсивных поступков, проявления воли наблюдаются лишь время от времени при особо благоприятных обстоятельствах. У дошкольника 5-6 лет количество таких проявлений возрастает, но они все еще не занимают сколько-нибудь значительного места в пове-дении. Только в старшем дошкольном возрасте на фоне изменения мотивов поведения, формирования соподчи-нения мотивов ребенок становится способным к сравни-тельно длительным волевым усилиям.

 

В развитии волевых действий дошкольника можно вы-делить три взаимосвязанные стороны:

 

1) развитие целенаправленности действий;

 

2) установление взаимозависимости между целью дей-ствий и их мотивом;

 


 

Становление личности дошкольника

 

Самосознание формируется к концу дошкольноговозраста благодаря интенсивному интеллектуальному

 

и личностному развитию, оно обычно считается цент-ральным новообразованием дошкольного детства. Меня-ется представление ребенка о своем «Я». Если спросить ребенка трех лет: «Ты какой?» - он ответит - «Я боль-шой». Если спросить ребенка семи лет: «Ты какой?» - он ответит: «Я маленький».

 

Говоря о самосознании, часто имеют в виду осознание своих личных качеств (хороший, добрый, злой и т. п.).

В данном случае речь идет об осознании своего места в системе общественных отношений: в 3 года - внешнее «Я сам», в 6 лет - личное самосознание. И здесь внешнее превращается во внутреннее.

 

Осознание своего «Я», выделение самого себя, своего «Я» из мира объектов и окружающих людей, появление стремления активно воздействовать на возникающие си-туации, изменять их таким образом, чтобы удовлетворить свои потребности и желания, - все это характеризует личное самосознание.

 

Самооценка появляется во второй половине периодана основе первоначальной чисто эмоциональной само-оценки («я хороший») и рациональной оценки чужого по-ведения.

 

Ребенок приобретает сначала умение оценивать дей-ствия других детей, а затем - собственные действия, моральные качества и умения. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной. У до-школьника возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может (нача-ло самооценки).


 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: