Подростковый возраст: психическое развитие и становление личности

 

Современная социальная ситуация развития подростков

 

Социальная ситуация развития представляет собой пе-реход от зависимого детства к самостоятельной и ответ-ственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Социальная ситуация как условия развития в отрочестве принци-пиально отличается от социальной ситуации в детстве не столько по внешним обстоятельствам, сколько по внут-ренним причинам. Подросток продолжает жить в семье, учиться в школе, он окружен по большей части теми же сверстниками. Однако подросток начинает интенсивно рефлексировать на себя, на других, на общество. Теперь уже иначе расставляются акценты: семья, школа, сверст-ники обретают новые значения и смыслы. Для подростка происходят сдвиги в шкале ценностей.

 

Подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности. Однако раскрывающееся его сознанию общество жестоко инициирует его.

 

В современном информационном обществе стремле-ние подростка к статусу взрослого - мечта малодоступ-ная. Поэтому зачастую в отрочестве подросток обретает не чувствовзрослости, а чувствовозрастнойнеполноцен-ности. Подросток психологически попадает в зависи-мость от предметного мира как ценности человеческого

 

Подростковый кризис

 

Подростковый кризис - пик переходного периодаот детства к взрослости. Кризисный характер этого пе-риода показывает, что у ребенка появились новые по-требности, удовлетворение которых серьезно затрудне-но. Внешне он проявляется в грубости и нарочитости поведения подростка, в стремлении поступать наперекор желанию и требованию взрослых, в игнорировании заме-чаний, замкнутости и т. д.

 

На образование подросткового кризиса влияют как внешние, так и внутренние факторы. Внешние факторы: постоянный контроль со стороны взрослых, зависимость

 

и опека, от которых подросток всеми силами стремится освободиться, считая себя достаточно взрослым, чтобы принимать самостоятельно решения.

Внутренние факторы состоят в привычках и чертахха-рактера, мешающих подростку осуществить задуманное (внутренние запреты, привычка подчиняться взрослым

и др.).

 

Подростковый кризис, по мнению Л. И. Божович, свя-зан с возникновением нового уровня самосознания, ха-рактерной чертой которого является появление у подрост-ков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутвержде-нию, самовыражению и самовоспитанию. Механизмом развития самосознания является рефлексия. Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего ха-рактера, переживают из-за тех черт, которые мешают им

в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми. Хотя

 

в этот период происходит объективное изменение со-циального положения отрока (возникают новые отноше-


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: