Всоответствиис теориейрекапитуляцииСт. Холлсчи-тал, что подростковая стадия в развитии личности соот-ветствует эпохе романтизма в истории человечества. Его представление о «бунтующем» отрочестве, насыщенном стрессами и конфликтами, в котором доминируют неста-бильность, энтузиазм, смятение и царствует закон кон-трастов, глубоко вошло в психологию.
Подростковый возраст, по Э. Шпрангеру, - это возраст врастания в культуру. Главные новообразования этого возраста: открытие «Я», возникновение рефлексии, осоз-нание своей индивидуальности.
В. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности, а для формирования личности решающую роль играет то, какая ценность пе-реживается человеком как наивысшая, определяющая жизнь.
Психологические изменения, происходящие в развитии личности подростка, Ш. Бюлер связывала прежде всего
с процессом полового созревания.
Э. Эриксон, считавший подростковый возраст самым важным и наиболее трудным периодом человеческой жизни, подчеркивал, что психологическая напряжен-ность, которая сопутствует формированию целостности личности, зависит не только от физиологического созре-вания, личной биографии, но и от духовной атмосферы общества, в котором человек живет, от внутренней про-тиворечивости общественной идеологии.
|
|
В научной концепции Ж. Пиаже описывается, что
в возрасте от 11-12 лет и до 14-15 лет осуществляется последняя фундаментальная децентрация - ребенок