В младшем школьном возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Па-мять приобретает ярко выраженный познавательный ха-рактер. Изменения в области памяти связаны с тем, что ребенок, во-первых, начинает осознавать особую мнеми-ческую задачу. Он отделяет эту задачу от всякой другой. Во-вторых, идет интенсивное формирование приемов за-поминания. От наиболее примитивных приемов (повторе-ние, внимательное длительное рассмотрение материала)
в более старшем возрасте ребенок переходит к группи-ровке, осмыслению связей разных частей материала.
, В области восприятия происходит переход от непро-извольного восприятия ребенка дошкольника к целена-правленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче. Для того чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов, учи-тель должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению. Для этого у ребенка необходимо создавать предварительный поисковый образ для того, чтобы ребе-нок смог увидеть то, что нужно. Если для дошкольников
|
|
.было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие.
В школе вся деятельность по своему характеру являет-ся произвольной, поэтому активно развивается воля и са-моорганизация (действия планирования, самоконтроля и самооценки).
Наиболее существенные изменения можно наблюдать
в области мышления, которое приобретает абстрактный
3 1
растет. Для школьника - часть растения, содержащая семя. Вначале младшие школьники мыслят по-дошколь-ному, ребенок исходит из непосредственной практиче-ской значимости явления, не принимает во внимание ге-незис этого явления, а именно это является решающим для определения научных понятий.
Теоретическое мышление позволяет ученику ре-шать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существен-ные свойства и отношения. Развитие теоретического мышления зависит от того, как и чему учат ребенка, т. е. от типа обучения.
В своей книге «Виды обобщения в обучении» В. В. Да-выдов дал развернутую сравнительную характеристику эмпирического и теоретического мышления, показав, что теоретическое обобщение не развивается в недрах эмпи-рического, а следовательно, требуется новая логика со-держания учебных предметов.
и обобщенный характер. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.
Происходит развитие новой формы обобщения, осно-ванного на существенных признаках предметов и явле-ний - теоретического мышления.
|
|
Благодаря развитию нового уровня мышления происхо-дит перестройка всех остальных психических процессов,
т. е., по словам Д. Б. Эльконина, «память становится мыс-лящей, а восприятие думающим». Поэтому именно пере-стройка всей познавательной сферы в связи с развитием теоретического мышления составляет основное содер-жание умственного развития в младшем школьном воз-расте.
К концу младшего школьного возраста формируются элементы трудовой, художественной, общественно по-лезной деятельности. Создаются предпосылки к разви-тию чувства взрослости: ребенок думает, что он все мо-жет делать как взрослый.
Оценка успеваемости в начале школьного обучения по существу является оценкой личности в целом и определя-ет социальныйстатусребенка.
В благоприятных условиях развивается чувство соб-ственного достоинства у ребенка. «Я хороший» - внут-
ренняя позиция ребенка по отношению к самому себе.
Развитие нравственных чувств ребенка происходит
в результате «переселения внутрь» нормативных знаний и тех нравственных чувств, которые возникают у ребенка под влиянием оценки со стороны взрослого. В младшем школьном возрасте чувство ответственности за себя (способность понимать соответствие результатов своих действий необходимым целям, нормативам) начинает интенсивно развиваться под влиянием условий учебной деятельности и позиции ученика. Когда потребность со-ответствовать положительному эталону поведения при-
обретает личностный смысл, у ребенка появляется ответ-
ственность как черта личности.
Поэтому грамматика играет очень существенную роль в развитии ребенка. Письменная речь требует произволь-ного построения и постоянного контроля. Процесс пере-вода внутренней речи в письменную необычайно труден, потому что внутренняя речь есть речь для себя, а пись-менная речь максимально построена для другого, кото-рый должен понять то, что написано.
Таким образом, процесс овладения письменной речью постоянно связан с новообразованиями младшего школь-ника - произвольностью психических процессов, умени-ем работать с символами и знаками, усвоением понятий, возникновением внутренней речи и внутреннего плана действий.