Этапы становления профессионального само-определения

 

Первый этап - детская игра, в ходе которой ребенокпроигрывает разные профессиональные роли.

Второйэтап- подростковаяфантазия,когдаподростоквидит себя в мечтах представителем привлекательной профессии.

 

Третий этап - предварительный выбор профессии(подросток и юноша), виды деятельности сортируются и оцениваются с точки зрения интереса, а затем с точки зрения ценностей.

 

Четвертый этап - практическое принятие решения,собственно выбор профессии - включает два главных компонента: определение уровня квалификации будуще-

 


 


ми. Некоторые старшеклассники плавно и непрерывно продвигаются к переломному моменту жизни, а затем от-носительно легко включаются в новую систему отноше-ний. Возможны и резкие, скачкообразные изменения, ко-торые благодаря хорошо развитой саморегуляции не вызывают сложностей в развитии.

 

Выбор профессии и типа учебного заведения неизбеж-но дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, закладывает основу их социально-психологических и ин-дивидуально-психологических различий. Учебная дея-тельность становится учебно-профессиональной, реали-зующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и под-готовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим обра-зованием и самообразованием.

 

го труда, объема и длительности необходимой подготов-ки к нему, т. е. выбор конкретной специальности. Однако ориентация на поступление в вуз формируется раньше, чем созревает выбор конкретной специальности.

 

Важную роль в принятии решения играет оценка своих объективных возможностей - материальных условий семьи, уровня учебной подготовки, состояния здоровья и т. п.

 

Важнейшими психологическими предпосылками ус-пешного профессионального самоопределения являются сформированный интеллектуальный потенциал, адекват-ная самооценка, эмоциональная зрелость и саморегуля-ция личности.

 

Характерное приобретение ранней юности - форми-рование жизненных планов. Жизненный план как со-вокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывает-ся не только конечный результат, но и способы его дости-жения. Главное противоречие жизненной перспективы юношей и девушек - недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей.


 

рессии ведут себя как «тревожные», быстро утомляются, снижается творческая активность. При хорошем настрое-нии - как гипертимные.

 

7. Демонстративное™. Люди, у которых сильно вы-ражен эгоцентризм, стремление быть постоянно в центре внимания («пусть ненавидят, лишь бы не были равнодуш-ными»). Склонны носить яркую, экстравагантную одежду.

 

8. Возбудимость. Склонность к повышенной импуль-сивной реактивности в сфере влечения.

 

9. Дистимичность. Склонность к расстройствам на-строения. Противоположность гипертимности. Настрое-ние пониженное, пессимизм, мрачный взгляд на вещи, утомляем, предпочитает одиночество.

 

10. Экзальтированность. Склонность к аффективнойэкзальтации (близко к демонстративное™, но там из-за характера, а здесь идут те же проявления, но на уровне эмоций, т. е. от темперамента).

 

 

Индивидуальныйстильдеятельности, поопреде-лению Е. А. Климова, есть «индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознатель-но или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности». В познавательных процессах он выступает как стиль мышления, т. е. устойчивая совокупность инди-видуальных вариаций в способах восприятия, запомина-ния и мышления, за которыми стоят различные пути при-обретения, накопления, переработки и использования информации (Коган Н.).

 

Развитие различных учебных умений при работе с текс-тами, литературой, отработка формально-логических операций и т. п. дает возможности интеллектуального продвижения в юношеском возрасте.

 


 

 

4 0


___ ___ _ _ _ _ ___ _ _ _ _ _ _ ___ _ _ шшшш _ _. о д.

 

77. Становление самосознания в юношестве Самосознание не изначальная данность, присущая че-

ловеку, а продукт развития. По мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только от-крываются все новые стороны бытия, но происходит бо-лее или менее глубокое переосмысление жизни. Процесс

 

ее переосмысления, проходящий через всю жизнь чело-века, образует самое сокровенное и основное содержа-ние его внутреннего существа, определяющее мотивы его деятельности и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни. Юношеству свойственна переори-ентация с внешнего контроля на самоконтроль и рост по-требности в достижении конкретных результатов.

 

Одним из механизмов формирования самосознания яв-ляется самооценка. Юношеская самооценка, отличаю-щаяся повышенно оптимистическим взглядом на самого себя, на свои возможности, имеет следующие особенно-сти: относительная устойчивость, высота, сравнительная бесконфликтность, адекватность.

 

Одно из достижений юношеского периода - новый уро-вень развития самосознания, который характеризуется следующими фактами:

 

- открытие своего внутреннего мира во всей его инди-видуальной целостности и уникальности;

- стремление к самопознанию;

 

- формирование личной идентичности, чувства инди-видуальной самотождественности, преемственности и единства;

 

- самоуважение;

 

-становление личностного способа бытия, когда во многих жизненных коллизиях юный человек может вслух сказать: «Я лично отвечаю за это!»


 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: