Эти предприятия всегда должны выбирать одну из базовых стратегий:
- лидерство в издержках (в себестоимости продукции);
- дифференциация продукции;
- фокусирование.
Зрелые отрасли могут превратиться в стагнирующие. Чтобы этого не произошло, нужно внедрять многие инновации или использовать новые элементы прежних стратегий. Например, рынок домашней аудиотехники, вступая в полосу спада, получил новую жизнь благодаря появлению важной инновации - компакт-дисков.
Основные опасности в зрелой отрасли:
- неправильная оценка состояния дел в отрасли и КФУ;
- пренебрежение необходимостью поддержания доли рынка;
- нерациональный ответ на ценовую конкуренцию;
- проблемы, вызванные избыточными производственными мощностями.
Но самую большую опасность в зрелых отраслях представляет международная конкуренция.
Источники конкурентных преимуществ в зрелых отраслях
Основное конкурентное преимущество - лидерство в издержках. Перспективной стратегией является и стратегия расширения рынка. Когда предприятия работают в зрелой отрасли, то средние по конкурентоспособности фирмы ощущают падение прибыли. Чтобы ее стабилизировать, необходимо снизить расходы на разработки и рекламу, но такая политика не может быть длительной. Если же предприятие находится в кризисном состоянии, то для оживления производства необходимо принять следующие меры:
|
|
- изменить структуру управления, повысить самостоятельность подразделений;
- усилить финансовый контроль;
- сосредоточиться на обновлении ассортимента товаров;
- активно проникать на зарубежные рынки;
- проводить другие мероприятия, способствующие повышению эффективности деятельности: улучшать качество товаров и маркетинг, наращивать усилия по снижению себестоимости, уменьшать долги.
К анализу деятельности предприятий в зрелых отраслях применим закон Парето: 20% факторов оказывают 80% влияния на эффективность деятельности.