Стратегии предприятий в отраслях, подверженных спаду

Конкурентные преимущества отраслей, находящихся в стадии спада:

- известность торговой марки;

- тесные связи с выгодными покупателями;

- гибкость в использовании ресурсов;

- большая доля рынка, если проявляется экономия на масштабе производства;

- при сокращении бизнеса - возможное уменьшение издержек.

Выбор оптимальной стратегии предприятий зависит от пяти составляющих:

- перспектив рынка;

- связи с другими направлениями бизнеса;

- интенсивности конкуренции;

- позиции фирмы на рынке;

- барьеров выхода из отрасли.

Для того, чтобы выяснить стратегии бизнеса в таких отраслях, существует матрица (рис.10):

 

Отраслевое окружение   - + Лидерство или ниша Сбор урожая или быстрое избавление
Ниша или сбор урожая Быстрое избавление
  + -   Конкурентные преимущества

 

Рис. 10. Матрица оптимальной стратегии

Лидерство принадлежит одной из немногих фирм. На умирающем рынке это может означать быстрый уход с рынка других компаний. Для дезинформации конкурентов рекомендуется поддерживать мнение, что дела катятся в пропасть, а отрасль бесперспективна. В нише рекомендуется найти сегмент рынка, в котором спрос будет стабильным, медленно сокращаться или даже расти. Сбор урожая - управляемое сокращение инвестиций с целью получения максимальных доходов. Быстрое избавление - быстрый уход с рынка в момент, когда еще можно удачно избавиться от активов.

 

Рекомендации для предприятий, находящихся в стагнирующей отрасли

1. Рассматривать спад как потенциальную возможность изменения стратегии.

2. Избегать войн с конкурентами и не собирать урожая, не имея для этого определенного потенциала.

Анализ предприятия, попавшего в полосу спада, должен завершиться самостоятельным определением пределов существования в данной отрасли. Предприятие не должно пассивно ожидать своего банкротства.

Глобальная стратегия

В настоящее время уже очевидно, что и Россия подвержена тенденциям глобализации экономики. Глобализация позволяет крупным предприятиям ощутить экономию на масштабе производства за счет стандартизации товаров. Наиболее известные приёмы ведения глобального бизнеса те же, что и у лидеров инноваций, а также у Coca-Cola, McDonalds, Sony и других ТНК. Эти корпорации производят одинаковые продукты, и услуги для всех стран. Стратегия глобализации основана на предпочтении потребителями более дешевых, стандартизированных товаров на локальных рынках. Это не дифференцированный подход, и он выгоден не для каждого рынка. Поэтому на практике выбирается нечто среднее. Крупнейшие компании действуют по принципу «стандартизация везде, где возможно, а дифференциация – только там, где необходимо».

Глобализация экономики – усиление взаимосвязей, взаимодействий и взаимозависимости экономик, экономических систем разных стран мира; интернационализация производства и капитала, ведущая к установлению идентичных норм и условий ведения хозяйственной деятельности в странах, различающихся уровнем развития, видом общественно-политической и социально-экономической системы.

Глобальная стратегия предполагает адаптацию ресурсов и целей фирмы к возможностям глобального рынка. «Глобальный» не означает, что фирма стремится охватить своим влиянием весь мир. Просто в современном мире все большее влияние получает международная конкуренция. Она становится основным фактором угрозы, которая может привести к потере рыночных позиций фирмы. Для крупнейших корпораций глобализация является способом единовременного укрепления своих позиций и на внутреннем, и на мировых рынках. Американский рынок составляет всего 25% мирового рынка, поэтому американская компания, которая хочет захватить более 25 % мирового рынка, вынуждена использовать стратегию глобализации.

Еще более остро эта проблема стоит перед японскими корпорациями, потому что их возможности таковы, что внутренний рынок потребляет только 10 % их продукции и услуг, а 90 % должны быть вывезены в другие страны.

Глобализация бизнеса может привести к следующим конкурентным преимуществам:

- владение факторами, обеспечивающими снижение издержек фирмы по сравнению с издержками конкурентов;

- владение источниками дефицитного сырья, уникальными сборочными комплексами.

Теория конкурентного преимущества утверждает, что страна будет иметь сравнительные преимущества в тех видах товаров, которые интенсивно используют факторы производства (труд, сырьё и т. д.), имеющиеся в относительном изобилии внутри страны. Глобальная стратегия позволяет использовать ресурсы, полученные в одной части мира, для победы в конкуренции в другой части мира - это перекрестное субсидирование. При использовании иностранных инвестиций преследуют две главные цели:

- преодоление тарифных барьеров;

- получение выгод от государственной поддержки инвестиций.

Поэтому организация предприятий в других странах - это важный пункт формирования благоприятного отношения к фирме и завоевания внешних рынков.

Доступ к стратегически важным рынкам - это элемент глобализации экономики. Присутствие на таких рынках важно и престижно для предприятия, даже если оно (присутствие) не приносит фирме прибыли.

Глобализация бизнеса ведёт к тому, что наряду с использованием имеющихся факторов производства всё большее значение приобретают следующие условия:

1. обеспечение прочных позиций фирмы в ценовой конкуренции в глобальном масштабе;

2. инновационная активность фирмы;

3. умение использовать новые телекоммуникационные и информационные средства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: