Для каждой фирмы необходимо сформулировать стратегические альтернативы и критерии выбора наилучших вариантов из этих альтернатив.
Стратегии инвестиций в товарные рынки отвечают на вопрос «где конкурировать?». Стратегии достижения конкурентных преимуществ отвечают на вопрос «как конкурировать?».
Все факторы, которые определяют выбор стратегии, с трудом поддаются количественному выражению, плохо прослеживаются их взаимосвязи, оценка рисков затруднительна.
Изучая альтернативы, надо помнить, что ресурсов для одновременной проработки ряда возможностей может не хватить. Идеальное решение невозможно гарантировать. Зачастую первым шагом является определение миссии предприятия, роль которой состоит в том, что в процессе её определения выдвигаются и рассматриваются разные предложения, то есть формулирование миссии может быть средством генерации и отбора альтернатив. Определение миссии логически следует за внешним анализом и анализом деятельности фирмы, однако иногда полезно сначала определить миссию.
Предприятие должно регулярно анализировать те области деятельности, где оно может реализовать свои конкурентные преимущества. Результатом может стать решение о выходе из некоторых областей бизнеса и продаже активов. Причины выделения или продажи отдельных бизнес-единиц многочисленны. В конечном счете, главной целью здесь является стремление избавиться от малоэффективной бизнес-единицы.
Возможные критерии выбора альтернатив можно объединить в пять групп, и каждую альтернативу необходимо оценить на предмет ее соответствия возможностям и угрозам внешнего окружения. Для достижения конкурентных преимуществ необходимо использовать все ресурсы и сферы деятельности предприятия.
Группы критериев выбора альтернатив:
1. реакция на возможности и угрозы;
2. получение конкурентных преимуществ;
3. соответствие целям предприятия;
4. реализуемость стратегии;
5. учёт взаимосвязей с другими стратегиями предприятия.
При принятии решения о выборе лучшей конкурентной стратегии принимается во внимание следующее:
1. возможно, наиболее важным критерием является то, как стратегия соотносится с результатами SWOT-анализа;
2. другим важным аспектом является следующий момент: сможет ли выбранная альтернатива обеспечить выполнение ранее поставленных целей;
3. нужно убедиться, что функциональные стратегии, которые поддерживают данную альтернативу, взаимосвязаны;
4. достаточна ли доля рынка, предполагаемая в рамках реализации стратегического плана, чтобы поддержать необходимый уровень доходов от инвестиций;
5. необходимо оценить риск реализации данной альтернативы, особенно, если речь идёт о привлечении крупных активов;
6. необходимо оценить реакцию на данную альтернативу различных заинтересованных групп в микросреде.






