Книга Сун Цзы «Искусство войны» — одна из лучших книг о стратегии и конкуренции. Она была написана приблизительно в 500 г. до н. э. На протяжении более 25 столетий секреты, описанные Сун Цзы, помогают читателям книги найти и упрочить свое конкурентное преимущество. «Искусство войны» — первая классическая книга по теории ведения войн — предлагает четкую философию того, как найти путь к успеху. Эта философия работает в любой конкурентной среде, где люди соревнуются или борются друг с другом за достижение некоторой цели. Сегодня многие лидирующие бизнес-школы во всех странах мира учат своих студентов тому, как создать конкурентное преимущество, опираясь на методы Сун Цзы. В стратегическом управлении книга «Искусство войны» послужила прочным фундаментом для создания школы позиционирования. Принципы этой школы доминировали во взглядах на формулирование стратегии в 1980-х гг.
История успеха. Гари Гальярди, ведущий специалист Америки по использованию методов Сун Цзы в современной конкуренции, дважды пытался создать свой бизнес, прежде чем открыл для себя «Искусство войны». Первая фирма стабильно приносила убытки, и после двух лет бесплодных стараний Гари ее закрыл. Вторая развалилась менее чем через год. После того как Гари начал изучать методы Сун Цзы, дела его третьей фирмы пошли в гору. Журнал Inc. включил ее в число 500 наиболее быстрорастущих частных предприятий Америки.
|
|
Пять элементов, используемых для сравнения конкурентных позиций
Философии. Конкурент с сильной философией — сильный конкурент. Ясная философия упрощает принятие решений. Если ты поймешь философию своего противника, ты сможешь предсказывать его действия.
Небо. Высокие тенденции находятся вне зоны твоего влияния. Ты должен уметь предсказывать их изменения и адаптироваться к ним.
Земля. Ты борешься и на Земле, и за нее. Земля — основа всей конкуренции, поскольку за нее-то люди и борются. Конкуренты различаются на основе позиций, которые они занимают на Земле. Ты можешь и должен сам выбрать поле боя. Твой выбор поля боя — ключевой компонент твоего успеха.
Лидер. Успех конкурентного отряда зависит от пяти качеств его лидера: храбрости, разума, четкости указаний, доверия и заботы о людях.
Методы. Эффективность методов зависит от пяти факторов: система, организация, обучение, поддержка и стандарты.
Школа позиционирования
Как упоминалось выше, эта инструктивная школа стратегического управления доминировала в теории формулирования стратегии в 1980-х гг. После ряда более ранних работ на эту тему, включая «Искусство войны» Сун Цзы, написанную 2500 лет назад, особое влияние на развитие данного направления оказали идеи Майкла Портера, профессора Гарвардской бизнес-школы, сформулированные им в 1980 г.
|
|
Основные силы
Модель Портера описывает основные силы, определяющие конкуренцию в отрасли, и дает картину того, как эти силы взаимодействуют. В соответствии с этой моделью конкуренцию внутри отрасли определяют новые конкурентные игроки, продукты, которые могут служить заменителями других продуктов, способность поставщиков влиять на цены и материалы в отрасли, возможности покупателей влиять на условия сделок и общее состояние конкуренции между фирмами. Таким образом, для разработки эффективных стратегий менеджеры должны понять принцип действия тех сил внутри отрасли, которые определяют уровень конкурентоспособности фирмы в ней, и соответственно реагировать на них.