Лет — и все еще молода

Книга Сун Цзы «Искусство войны» — одна из лучших книг о стратегии и конкуренции. Она была написана при­близительно в 500 г. до н. э. На протяжении более 25 сто­летий секреты, описанные Сун Цзы, помогают читателям книги найти и упрочить свое конкурентное преимущество. «Искусство войны» — первая классическая книга по тео­рии ведения войн — предлагает четкую философию того, как найти путь к успеху. Эта философия работает в любой конкурентной среде, где люди соревнуются или борются друг с другом за достижение некоторой цели. Сегодня мно­гие лидирующие бизнес-школы во всех странах мира учат своих студентов тому, как создать конкурентное преиму­щество, опираясь на методы Сун Цзы. В стратегическом управлении книга «Искусство войны» послужила прочным фундаментом для создания школы позиционирования. Принципы этой школы доминировали во взглядах на фор­мулирование стратегии в 1980-х гг.

История успеха. Гари Гальярди, ведущий специалист Америки по использованию методов Сун Цзы в современ­ной конкуренции, дважды пытался создать свой бизнес, прежде чем открыл для себя «Искусство войны». Первая фирма стабильно приносила убытки, и после двух лет бес­плодных стараний Гари ее закрыл. Вторая развалилась ме­нее чем через год. После того как Гари начал изучать мето­ды Сун Цзы, дела его третьей фирмы пошли в гору. Журнал Inc. включил ее в число 500 наиболее быстрорастущих ча­стных предприятий Америки.

Пять элементов, используемых для сравнения конкурентных позиций

Философии. Конкурент с сильной философией — силь­ный конкурент. Ясная философия упрощает принятие ре­шений. Если ты поймешь философию своего противника, ты сможешь предсказывать его действия.

Небо. Высокие тенденции находятся вне зоны твоего влияния. Ты должен уметь предсказывать их изменения и адаптироваться к ним.

Земля. Ты борешься и на Земле, и за нее. Земля — осно­ва всей конкуренции, поскольку за нее-то люди и борются. Конкуренты различаются на основе позиций, которые они занимают на Земле. Ты можешь и должен сам выбрать поле боя. Твой выбор поля боя — ключевой компонент твоего успеха.

Лидер. Успех конкурентного отряда зависит от пяти качеств его лидера: храбрости, разума, четкости указаний, доверия и заботы о людях.

Методы. Эффективность методов зависит от пяти факторов: система, организация, обучение, поддержка и стандарты.

Школа позиционирования

Как упоминалось выше, эта инструктивная школа стра­тегического управления доминировала в теории формулиро­вания стратегии в 1980-х гг. После ряда более ранних работ на эту тему, включая «Искусство войны» Сун Цзы, написан­ную 2500 лет назад, особое влияние на развитие данного на­правления оказали идеи Майкла Портера, профессора Гар­вардской бизнес-школы, сформулированные им в 1980 г.

Основные силы

Модель Портера описывает основные силы, опреде­ляющие конкуренцию в отрасли, и дает картину того, как эти силы взаимодействуют. В соответствии с этой моде­лью конкуренцию внутри отрасли определяют новые кон­курентные игроки, продукты, которые могут служить за­менителями других продуктов, способность поставщиков влиять на цены и материалы в отрасли, возможности поку­пателей влиять на условия сделок и общее состояние кон­куренции между фирмами. Таким образом, для разработки эффективных стратегий менеджеры должны понять прин­цип действия тех сил внутри отрасли, которые определяют уровень конкурентоспособности фирмы в ней, и соответ­ственно реагировать на них.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: