В настоящее время доминирующим взглядом на сущность бизнес-стратегии является ресурсная теория. Она основывается на концепции экономической ренты и взгляде на компанию как на коллекцию способностей. Такой подход к выстраиванию стратегии играет как связующую, так и интегрирующую роли, которые дают ему огромное преимущество по сравнению с другими механизмами стратегического принятия решений.
В отличие от модели входа/выхода (модель В/В) ресурсная модель основывается на утверждении, что внутрифирменная среда в виде ресурсов и способностей компании является более важной для определения стратегических действий, чем внешняя рыночная среда. Вместо того чтобы фокусироваться на сборе ресурсов, необходимых для реализации стратегии, диктуемой условиями и ограничениями внешней среды, как рекомендует модель В/В, ресурсная модель призывает строить стратегию с опорой на уникальные ресурсы и способности фирмы. Выбранная стратегия должна позволять фирме наилучшим образом эксплуатировать свои основные способности и преимущества для использования возможностей, возникающих во внешней бизнес-среде.
|
|
вития существующих ресурсов и способностей и создания новых в ответ на быстрые изменения ситуации на рынках.
ресурсы и способности
Ресурсы — это «исходные данные» для производственного процесса фирмы, такие как финансы, оборудование, умения индивидуальных сотрудников, патенты и талантливые менеджеры. Ресурсы могут быть разделены на три категории: физический капитал, человеческий капитал и организационный капитал.
Способность — это потенциальная пригодность интегрированного набора ресурсов для выполнения какой-либо деятельности или дерзкой задачи.
Устойчивое конкурентное преимущество:
В соответствии с ресурсной моделью конкурентное преимущество компании создается на основе ее способности собрать и использовать нужную комбинацию ресурсов. Устойчивое конкурентное преимущество достигается путем постоянного развития существующих ресурсов и способностей и создания новых в ответ на быстрые изменения ситуации на рынках.
Ресурсы и способности
Ресурсы — это «исходные данные» для производственного процесса фирмы, такие как финансы, оборудование, умения индивидуальных сотрудников, патенты и талантливые менеджеры. Ресурсы могут быть разделены на три категории: физический капитал, человеческий капитал и организационный капитал.
Способность — это потенциальная пригодность интегрированного набора ресурсов для выполнения какой-либо деятельности или дерзкой задачи.
Создание экономической ренты
|
|
Ресурсная модель стратегического управления обращает особое внимание на создание экономической ренты за счет отличительных способностей фирмы. Экономическая рента, или экономическая добавочная стоимость (ЭДС), — это то, что компании зарабатывают сверх стоимости капитала, использованного в их бизнесе. Это — мера конкурентного преимущества, а конкурентное преимущество, в свою очередь, — это единственное средство, с помощью которого компании могут заработать экономическую ренту на конкурентном рынке. Цель компании — увеличить экономическую ренту, а не прибыль. Компании, которые увеличивают свои прибыли, но не свою экономическую ренту (например, за счет инвестиций и приобретений, в которых прибыли не покрывают стоимости капитала), разрушают сами себя.