Различие языка и речи можно увидеть, как на своеобразном срезе, в сопоставлении предложения как единицы языка и высказывания как единицы речи.
М.М. Бахтин так разграничивает эти понятия: «Предложение как единица языка <...> не отграничивается с обеих сторон сменой речевых субъектов, оно не имеет непосредственного контакта с действительностью (с внесловесной ситуацией) и непосредственного же отношения к чужим высказываниям, оно не обладает смысловой полноценностью и способностью непосредственно определять ответную позицию другого говорящего, то есть вызывать ответ». В свою очередь, высказывание отличается от предложения тем, что оно всегда связано с речевой ситуацией, ориентировано не только на чье-то чужое высказывание, но и на наличие адресата и на его активную ответную позицию, высказывание также обладает смысловой завершенностью и четко выраженными границами между высказываниями других речевых субъектов.
Кроме того, речь не ограничивается только языковыми средствами. В состав речевых средств входят также те, что относятся к неязыковым (несловесным, или невербальным): голос, интонация, жесты, мимика, поза, положение в пространстве и т. д.
|
|
Все эти отличия речи от языка относятся прежде всего к речи как процессу использования языка. Если же говорить о речи как результате этого процесса, то есть как о тексте, то описание речи на этом уровне в принципе не может иметь общих критериев с языком, поскольку они к языку совершенно неприменимы. А именно:
Речь бывает внешней (произнесенной или написанной) и внутренней (не озвученной и не зафиксированной для других). Внутренняя речь используется нами как средство мышления или внутреннего проговаривания (речь минус звук), а также как способ запоминания.
Речь-высказывание протекает в определенных речевых жанрах, например письмо, выступление, прощание и т. д.
Речь-текст должна строиться в соответствии с тем или иным функциональным стилем: научным, официально-деловым, публицистическим, разговорным или художественным.
Речь как текст отражает действительность и может рассматриваться с точки зрения своей истинности и ложности (истинно – частично истинно – ложно).
К речи-тексту применимы эстетические (красиво – некрасиво – безобразно) и этические оценки (хорошо – плохо) и т. д.
Лекция 2.
КульТура общения
1. Основной смысл понятия «культура»
2. Важнейшие характеристики культуры
3. Сущность общения
4. Основные функции и цели общения
5. Общение и коммуникация
6. Виды информации, характерные для общения и коммуникации
7. Основные виды общения
8. Условия достижения оптимального общения