Общая характеристика внешних условий и физического развития в ранней юности. Развитие самосознания, осознания себя как личности и индивидуальности. Образ собственного тела. Особенности самооценки. Особенности проявления способностей и склонностей. Формирование целостного характера. Ценностные ориентации.
Развитие творческого мышления и стиля умственной деятельности. Развитие познавательных процессов. Эстетические чувства, интересы, вкусы, психологические особенности их формирования. Умственное развитие и обучаемость. Избирательность в отношении к источникам информации.
Общение. Стремление к автономии и взаимоотношения с родителями. Поведенческая автономия, эмоциональная, моральная ценностная. Виды групп. Юношеская конформность. Дружба и любовь.
Жизненные планы и выбор профессии. Психологические особенности формирования профессиональных интересов, склонностей и способностей в ранней юности. Характерные ошибки при выборе профессии.
Литература
|
|
Основная:
1. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. С.557-646.
2. Майерс Д. Психология. Минск.: ПОППУРИ, 2001. С.166-182.
3. Психология человека от рождения до смерти. /Под ред. А.А.Реана. М.: «Олма Пресс», 2003. С. 203-252.
Дополнительная:
4. Корженко А.Л. Молодежная субкультура как альтернативная форма социализации личности в юношеском возрасте//Вопросы психологии. 2010. №2. С.80-89.
5. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.:ACADEMIA, 2000. С. 75-80.
6. Холодная М.А., Берестнева О.Г., Муратова Е.А. Структура стратегий совладания в юношеском возрасте//Вопросы психологии. 2007. №4. С.143-157.
Доступность литературы:
№ 1, 2, 3, 4, - в методкабинете факультета социальной психологии ГУ.
Тема 10. Психология взрослого
Общая характеристика периода взрослости и его стадии. Вступление в мир взрослых. Кризис 30 лет. Период «обустройства». «Становление самим собой». Переход середины жизни.
Возрастная динамика психофизиологических функций. Динамика интеллектуальных изменений. Средний возраст - период творчества. Э.Эриксон о стадиях периода взрослости. Динамика личностных изменений и социальная ситуация.
Литература
Основная:
- Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. С. 647-824.
- Майерс Д. Психология. Минск.: ПОППУРИ, 2001. С.183-203.
- Психология человека от рождения до смерти. /Под ред. А.А.Реана. М.: «Олма Пресс», 2003. С. 253-347.
Дополнительная:
- Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.:ACADEMIA, 2000. С. 81-86.
- Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л., 1990,2001. 178-195.
Доступность литературы:
№ 1, 2, 3, 4, 5 - в методкабинете факультета социальной психологии ГУ.
Тема 11. Геронтопсихология
|
|
Стадии геронтогенеза и проблема долголетия. Геронтогенез на разных стадиях и уровнях индивидуальной организации человека. Возрастная динамика психофизиологических функций. Показатели старения организма. Яркое проявление гетерохронии на поздних стадиях онтогенеза. Особенности развития интеллекта. Интеллектуальная активность-залог долголетия. Общение и развитие личности в геронтогенезе. Кризисные явления старческого возраста. Психологическая помощь на разных стадиях геронтогенеза. Танатология - наука о смерти и умирании. Последняя помощь, практика хосписов.
Литература
Основная:
- Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. С. 825-923.
- Майерс Д. Психология. Минск.: ПОППУРИ, 2001. С.186-204.
- Психология человека от рождения до смерти. /Под ред. А.А.Реана. М.: «Олма Пресс», 2003. С. 348-393.
Дополнительная:
- Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л., 1990,2001. С.196-234.
Доступность литературы:
№ 1, 2, 3, 4, - в методкабинете факультета социальной психологии ГУ.