Тема 2. Движущие силы и закономерности психического развития

Факторы психического развития. Биологические и средовые факторы развития. Активность субъекта как фактор психического развития. Обучение и развитие. Созревание и развитие. Сензи-тивные периоды развития. Факторы развития на разных этапах онтогенеза. Проблема соотношения обучения и развития.

Движущие силы психического развития. Мотивационно-потребностная сфера личности. Личность как сознательный субъект предметной деятельности. Интериоризация и интеллектуализация осваиваемых предметных знаний, умений и навыков в процессе познания и деятельности.

Общие закономерности психического развития. Поэтапность и проблема возрастных кризисов. Гетерохронность развития пси­хики.

Пластичность. Сензитивность. Самобытность. Интеграция развития психики.

Проблема возрастной периодизации. Моносимптологический и комплексный подход. Возрастная периодизация Д.Б.Эльконина. Стадии психосоциальной адаптации Э.Эриксона. Понятие нормы в возрастной психологии.

Литература

Основная:

1. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии. /Под ред. Д.И.Фельдштейна. М., 1995. С. 23-43.

2. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. С. 60-151.

3. Психология человека от рождения до смерти. /Под ред. А.А.Реана. М.: «Олма Пресс», 2003. С. 21-59.

4. Хрестоматия по детской психологии. Сос. Бурменская Г.В. М., 1996. С. 187-212.

Дополнительная:

5. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.:ACADEMIA, 2000. С.50-61.

6. Венгер А.Л. Ребенок в обществе: исторический кризис детства//Вопросы психологии. 2008. №4. С.3-12.

7. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. С. 244-268.

8. Калашникова М.Б. О модели возрастной сензитивности//Вопросы психологии. 2002.№4. С.98-107.

9. Пиаже Ж. Теория экспримента, дискуссии. /Под ред. Л.Ф. Обуховой, Г.В. Бурмнской. М., 2001. С. 106-156.

10. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995. С.327-340.

Доступность литературы:

№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 - в методкабинете факультета социальной психологии ГУ.

Тема 3. Психическая депривация как фактор развития

Психическая депривация и её признаки. Полная, частичная и скрытая депривация. Депривационная ситуация, депривационный опыт и депривационное поражение. Фрустрация и депривация. За­пущенность, изоляция и сепарация. Современные теории психической депривации. Психоанализ и анаклитические материнско-детские отношения. Бихевиораль-ные теории депривации. Дж. Боулби о сепарационной тревожности. Д.С.Брунер о поражении когнитивного учения в условиях деприва­ции. Изучение депривационных нарушений в отечественной пси­хологии. Д.Б.Эльконин, А.М.Прихожан и др.

Типы депривированной личности ребёнка в детских учреж­дениях. Депривация в семье. Проекция депривационных поражений в семье на последующие жизненные периоды. Депривация во взрослом и пожилом возрасте. Депривация и возрастные кризисы. Экстремальные жизненные ситуации и депривационные поражения.

Литература

Основная:

1. Майерс Д. Психология. Минск.: ПОППУРИ, 2001. С.139-157.

2. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага: Авиценум, 1984. С. 9-314.

3. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.:ACADEMIA, 2000. С. 164-178.

Дополнительная:

4. Бардышевская М.К. невербальная коммуникация у детей с нарушениями общения и эмоциональной депривацией//Вопросы психологии. 2010. №6. С.33-42.

5. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии. /Под ред. Д.И.Фельдштейна. М., 1995. С. 162-173.

6. Хрестоматия по детской психологии. Сос. Бурменская Г.В. М., 1996. С.228-237.

Доступность литературы:

№ 1, 2, 3, 4, 5, 6 - в методкабинете факультета социальной психологии ГУ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: