Тема 4. Пренатальное развитие, новорожденность и младенчество

Генетические и пренатальные факторы развития. Доминант­ные и рецессивные признаки. Экологические факторы. Периоды пренатального развития, сензитивные к неблагоприятным условиям и действию тератогенов.

Новорожденный. Строение нервной системы и особенности физического развития. Врождённые особенности ребёнка. Основ­ные рефлексы. Потребности новорожденного.

Младенец. Психофизиологическая характеристика младенца. Возникновение общения со взрослыми. Динамика потребностей. Динамика созревания. Предречевой период. Пассивная речь. Раз­витие познавательных процессов. Развитие автономной речи. Роль взрослого в психическом развитии младенца.

Литература

Основная:

  1. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. С.151-327.
  2. Майерс Д. Психология. Минск.: ПОППУРИ, 2001. С.119-123.
  3. Психология человека от рождения до смерти. /Под ред. А.А.Реана. М.: «Олма Пресс», 2003. С. 60-108.
  4. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: ВЛАДОС, 1999. С. 176-196.

Дополнительная:

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. С.269-339. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии. /Под ред. Д.И.Фельдштейна. М., 1995. С. 105-118.

Доступность литературы:

№ 1, 2, 3, 4, 5 - в методкабинете факультета социальной психологии ГУ.

Тема 5. Психическое развитие в раннем детстве

Внешние условия и особенности физического развития. Сенсомоторное развитие. Предметно-орудийная деятельность. Речь и её эволюция в раннем возрасте. Манипуляционная игра. Развитие социальных эмоций. Начальный этап формирования личности и первый возрастной кризис. Развитие наглядно-действенного мыш­ления. Интериоризация внешних действий. Обобщение как веду­щая мыслительная операция в раннем детстве.

Литература

Основная:

1. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. С.327-348.

2. Майерс Д. Психология. Минск.: ПОППУРИ, 2001. С.124-157.

3. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.:ACADEMIA, 2000. С.62-74.

4. Психология человека от рождения до смерти. /Под ред. А.А.Реана. М.: «Олма Пресс», 2003. С. 109-153.

Дополнительная:

5. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. С. 368-377.

6. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии. /Под ред. Д.И.Фельдштейна. М., 1995. С. 44-57.

7. Смирнова Е.О., Салмина Н.Г. Психолого-педагогические основания экспертизы игрушек//Вопросы психологии.2008. №1. С.16-26.

8. Хрестоматия по детской психологии. Сос. Бурменская Г.В. М., 1996. С.238-241

Доступность литературы:

№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 - в методкабинете факультета социальной психологии ГУ.

Тема 6. Психология дошкольного детства

Важнейшие особенности внешних условий и физического раз­вития в преддошкольном и дошкольном детстве. Развитие позна­вательной сферы. Особенности мышления дошкольника. Речь и её эволюция в дошкольном возрасте. Ведущая роль игры в психи­ческом развитии дошкольника.

Элементы учения и труда в деятельности дошкольника, их место и роль в развитии личности. Произвольность поведения и деятельности. Развитие умений, навыков и привычек. Развитие эмоциональной сферы личности ребёнка. Эволюция отношений со взрослыми и сверстниками. Кризисные явления шести лет. Пси­хологическая готовность к обучению в школе.

Литература

Основная:

  1. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. С.349-456.
  2. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995. С. 231-254.
  3. Психология человека от рождения до смерти. /Под ред. А.А.Реана. М.: «Олма Пресс», 2003. С. 109-153.
  4. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: ВЛАДОС, 1999. С. 197-315.

Дополнительная: Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. С.376-385.

  1. Пиаже Ж. Теория экспримента, дискуссии. /Под ред. Л.Ф. Обуховой, Г.В. Бурмнской. М., 2001. С.429-448.
  2. Хрестоматия по детской психологии. Сос. Бурменская Г.В. М., 1996. С.60-65. 179-186.

Доступность литературы:

№ 1, 2, 3, 4, 5, 6 - в методкабинете факультета социальной психологии ГУ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: