Генетические и пренатальные факторы развития. Доминантные и рецессивные признаки. Экологические факторы. Периоды пренатального развития, сензитивные к неблагоприятным условиям и действию тератогенов.
Новорожденный. Строение нервной системы и особенности физического развития. Врождённые особенности ребёнка. Основные рефлексы. Потребности новорожденного.
Младенец. Психофизиологическая характеристика младенца. Возникновение общения со взрослыми. Динамика потребностей. Динамика созревания. Предречевой период. Пассивная речь. Развитие познавательных процессов. Развитие автономной речи. Роль взрослого в психическом развитии младенца.
Литература
Основная:
- Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. С.151-327.
- Майерс Д. Психология. Минск.: ПОППУРИ, 2001. С.119-123.
- Психология человека от рождения до смерти. /Под ред. А.А.Реана. М.: «Олма Пресс», 2003. С. 60-108.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: ВЛАДОС, 1999. С. 176-196.
Дополнительная:
- Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. С.269-339. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии. /Под ред. Д.И.Фельдштейна. М., 1995. С. 105-118.
Доступность литературы:
|
|
№ 1, 2, 3, 4, 5 - в методкабинете факультета социальной психологии ГУ.
Тема 5. Психическое развитие в раннем детстве
Внешние условия и особенности физического развития. Сенсомоторное развитие. Предметно-орудийная деятельность. Речь и её эволюция в раннем возрасте. Манипуляционная игра. Развитие социальных эмоций. Начальный этап формирования личности и первый возрастной кризис. Развитие наглядно-действенного мышления. Интериоризация внешних действий. Обобщение как ведущая мыслительная операция в раннем детстве.
Литература
Основная:
1. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. С.327-348.
2. Майерс Д. Психология. Минск.: ПОППУРИ, 2001. С.124-157.
3. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.:ACADEMIA, 2000. С.62-74.
4. Психология человека от рождения до смерти. /Под ред. А.А.Реана. М.: «Олма Пресс», 2003. С. 109-153.
Дополнительная:
5. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. С. 368-377.
6. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии. /Под ред. Д.И.Фельдштейна. М., 1995. С. 44-57.
7. Смирнова Е.О., Салмина Н.Г. Психолого-педагогические основания экспертизы игрушек//Вопросы психологии.2008. №1. С.16-26.
8. Хрестоматия по детской психологии. Сос. Бурменская Г.В. М., 1996. С.238-241
Доступность литературы:
№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 - в методкабинете факультета социальной психологии ГУ.
Тема 6. Психология дошкольного детства
Важнейшие особенности внешних условий и физического развития в преддошкольном и дошкольном детстве. Развитие познавательной сферы. Особенности мышления дошкольника. Речь и её эволюция в дошкольном возрасте. Ведущая роль игры в психическом развитии дошкольника.
|
|
Элементы учения и труда в деятельности дошкольника, их место и роль в развитии личности. Произвольность поведения и деятельности. Развитие умений, навыков и привычек. Развитие эмоциональной сферы личности ребёнка. Эволюция отношений со взрослыми и сверстниками. Кризисные явления шести лет. Психологическая готовность к обучению в школе.
Литература
Основная:
- Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. С.349-456.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995. С. 231-254.
- Психология человека от рождения до смерти. /Под ред. А.А.Реана. М.: «Олма Пресс», 2003. С. 109-153.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: ВЛАДОС, 1999. С. 197-315.
Дополнительная: Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. С.376-385.
- Пиаже Ж. Теория экспримента, дискуссии. /Под ред. Л.Ф. Обуховой, Г.В. Бурмнской. М., 2001. С.429-448.
- Хрестоматия по детской психологии. Сос. Бурменская Г.В. М., 1996. С.60-65. 179-186.
Доступность литературы:
№ 1, 2, 3, 4, 5, 6 - в методкабинете факультета социальной психологии ГУ.