Тема 7. Психология младшего школьника

Изменение условий психического развития при поступлении ребёнка в школу. Основные показатели готовности к обучению в школе. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности, оп­ределяющий психическое развитие младших школьников. Дина­мика соотношения учебной и игровой деятельности. Развитие лич­ности младшего школьника. Динамика мотивов учения, общения и поведения. Особенности познавательных процессов. Межлич­ностные отношения в младшем школьном возрасте.

Развитие познавательной сферы. Внимание и внимательность. Восприятие и наблюдательность. Развитие памяти и формирование приёмов и способов умственной деятельности. Развитие воображения. Развитие устной, письменной и внутренней речи. Роль лич­ности учителя в воспитании младшего школьника.

Литература

Основная:

1. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. С. 457-556.

2. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995. С. 260-274.

3. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.:ACADEMIA, 2000. С. 97-102.

4. Психология человека от рождения до смерти. /Под ред. А.А.Реана. М.: «Олма Пресс», 2003. С. 154-202.

Дополнительная:

5. Банзелюк Е.И. Возрастная динамика показателей креативности у детей 6-9 лет//Вопросы психологии.2008.№3. С.55-60.

6. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии. /Под ред. Д.И.Фельдштейна. М., 1995. С. 157-167.

7. Хрестоматия по детской психологии. Сос. Бурменская Г.В. М., 1996. С.242-257.

Доступность литературы:

№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 - в методкабинете факультета социальной психологии ГУ.

Тема 8. Психология подростка

Анатомо-физиологическая перестройка у подростков. Стадии перехода от младшего школьного к подростковому возрасту. Ха­рактеристика внешних условий жизни подростка. Изменения в структуре личности как главные психические новообразования в подростковом возрасте. Развитие самосознания. Особенности са­мооценки подростков. Характерные поведенческие реакции: ув­лечения, реакция эмансипации, группирование со сверстниками. Причины подросткового кризиса. Общение подростков со свер­стниками и взрослыми. Динамика подростковой дружбы. Качест­венные изменения мотивационной сферы. Особенности воли. Пот­ребность в самовоспитании.

Качественные изменения в познавательной сфере. Произ­вольный характер восприятия, памяти, мышления, воображения подростка.Особенности семейного воспитания и его влияние на развитие личности подростка. Полоролевое поведение. Особенности социализации. Отклоняющееся поведение как крайнее проявление об­щих закономерностей развития личности.

Литература

Основная:

1. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. С.557-646.

2. Психология человека от рождения до смерти. /Под ред. А.А.Реана. М.: «Олма Пресс», 2003. С. 203-252.

Дополнительная:

3. Венгер А.Л. Развитие личностной автономии подростков в отношениях с родителями и сверстниками//Вестник Московского университета. 2011. №2. С. 36-47.

4. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. С.5-242. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995. С.275-294.

5. Павлова М.К. Взаимосвязь между отдельными сторонами психологического развития в подростковом возрасте//Вопросы психологии. 2008. №3. С. 46-54.

6. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.:ACADEMIA, 2000. С.75-80.

Доступность литературы:

№ 1, 2, 3, 4, 5, 6 - в методкабинете факультета социальной психологии ГУ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: