Системотехнические основы и отличительные характеристики

После того как был достигнут значительный рост производительности труда на сборочных заводах, Форд приступил к воплощению идеи и принципов непрерывного производства (в современной англоязычной терминологии потока создания ценности) в механообрабатывающих цехах, которые занимались изготовлением деталей. Поскольку в условиях развивающейся автоиндустрии и монопольного положения заводов Форда спрос на их продукцию, как правило, превышал производственные возможности и был стабилен на протяжении длительного времени (1908–1955 гг.), — появилась потребность в массовом изготовлении недорогих комплектующих (автокомпонентов). По аналогии с разделением труда на сборочных заводах сложный процесс производства деталей расчленялся на множество простых деталеопераций (элементов работ). Операции в свою очередь закреплялись за строго определенными рабочими местами и станками, что обеспечивало непрерывную повторяемость их выполнения, и, следовательно, полную загрузку оборудования, которая, наряду с совершенствованием трудовых навыков рабочими, приводила к росту производительности (интенсивности) труда и наиболее эффективному использованию производственных фондов. Поскольку это исключало необходимость в использовании переналаживаемых станков и оснастки универсального назначения, широко применявшихся в кустарном производстве, Г.Форд отказался от применения малопроизводительного многофункционального оборудования, изготовив специальные станки, которые выполняли только одну операцию12.

В дополнение к этому, поскольку Форд производил только одну модель автомобиля, такие станки стали выстраивать в технологическую цепочку в соответствии с последовательностью выполняемых технологических операций аналогично конвейеру, что создавало условия организации непрерывного потока изделий, перемещающихся в ходе производственного процесса от одной технологической операции к другой. В отличие от индивидуального (ремесленного) производства, такой подход к организации промышленной деятельности значительно упрощал процесс изготовления автокомпонентов, что позволяло существенно сократить потери и общее время изготовления продукции (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Цепное расположение оборудование по ходу производства

Введенные Г. Фордом в процесс механообработки организационнотехнологические новшества в дальнейшем послужили фундаментом для формирования и совершенствования универсальных принципов рациональной организации промышленного производства (непрерывности, параллельности, прямоточности и ритмичности технологического процесса), возникновению и развитию его различных типов (непрерывно-поточного, серийного и единичного), специфика которых и обусловливает возникновение проблем и противоречий индустриальной экономики на современном этапе развития производительных сил и отношений в обществе, что, соответственно, требует их более подробного рассмотрения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: