В культуре речи логичность рассматривается как качество речи, которое проявляется не только на уровне предложения, но прежде всего на уровне текста. Соответственно выделяются условия логичности как в предложении, так и в тексте. При этом на уровне предложения логичность, базируясь на понятийной точности, достигается, главным образом, с помощью синтаксических средств. На уровне текста логичность проявляется в структурном компоненте высказывания.
Основным языковым средством выражения логических взаимоотношений и связей выступает синтаксис русского языка. Он отражает основные виды отношений между предметами и понятиями: родовидовые, причинно-следственные, временные, пространственные и т. д. Отсутствие или нарушение логических связей в структуре предложения и текста приводит к появлению логических ошибок, основными из которых являются:
1) утверждение взаимоисключающих понятий;
2) смещение плана изложения;
3) сопоставление (противопоставление) логически неоднородных понятий;
|
|
4)неверное установление причинно-следственных связей;
5) неправильный порядок слов;
6) нарушение логических связей между частями предложения.
Особенность проявления логичности на уровне текста состоит в том, что она направлена прежде всего на придание логичности изложению. Это связано с необходимостью в гораздо большей степени учитывать логику восприятия речи. Соответственно основные условия логичности на уровне текста предполагают соблюдение структурного единства и цельности, поэтому:
1) текст должен иметь продуманную, строго организованную структуру;
2) в тексте должна быть ясно выражена связь предложений, при этом логика речи должна отражать логику мысли;
3) в тексте должны быть обозначены переходы от одной мысли к другой;
4)каждая новая мысль должна быть обозначена, для этого текст должен быть верно разделен на части (на абзацы, параграфы, главы и т.д.);
5) объем предложений в тексте должен быть адекватен их содержанию.
В связи с логичностью речи важной проблемой как на уровне предложения, так и на уровне текста является последовательность составляющих его единиц, которая может базироваться на:
- хронологическом принципе;
- причинно-следственных отношениях;
- естественном порядке хода вещей;
- основе иерархических отношений;
- традициях рассмотрения подобного рода явлений;
- принципе первичности явлений действительности перед отношением к ним человека и т. д.